В рамках проекта «Золотое руно кочевников» Ассоциация «СПОЦ РА ЛОГОС» с одной из мастериц Чуйской степи Саулетай Мамиленовной Жумалиной провело очередной мастер - класс в онлайн режиме по изготовлению сырмака - узорчатого войлочного национального ковра ручного производства, изготовляемого по старинной технологии кочевников из натуральной овечьей шерсти.
В день проведения мастер-класса утро у Саулетай Мамиленовны началось раньше обычного. Она говорит, что хотела успеть сделать все домашние дела до прихода сотрудников для организации онлайн платформы.
«Ведь изготовление сырмака, а это рисование узоров, затем вырезание и изготовление мозаики (узор врезается в фон вровень с его поверхностью; эта композиция накладывается на другой войлок и простёгивается, а затем прошивается цветным шнуром по контуру узора) процесс трудоемкий. За день весь процесс показать и научить желающих сложно. Орнаменты берутся в основном зооморфные – типа рога барана, наши бабушки и мамы называли их кошкар муиз. Иногда, еще геометрические – ромбики, квадратики и прямоугольники, растительные – деревья и листики», - рассказывает, приступая к работе С.М. Жумалина.
Войлок Саулетай Мамиленовна перекрасила в два цвета: красный и зеленый. На плотно пришитом к друг другу войлоке мелом, не спеша, С.М. Жумалина наносит узоры, комментируя свою работу. После по этим четким линиям она вырезает их остро наточенным ножом. Видна рука мастера, которая сшила не один десяток сырмаков. На первый взгляд, кажется, все просто. Но стоит приглядеться и принять участие в процессе, сразу понимаешь, что делать его нелегко.
Рисуя на войлоке замысловатые узоры, Саулетай Мамиленовна рассказывает, что, для того чтобы сырмак получился на славу, нужно заблаговременно накосить в степи чий (солому), заготовить, взбить баранью шерсть.
«Затем, разложив шерсть на циновке из чия, обдают её горячей водой и сывортокой, для того чтобы войлок для сырмака был крепким. А дальше начинается самый ответственный момент. Женщины, сидя на корточках, вручную, надавливают и катают циновку с шерстью по ходу движения вперёд-назад, чтобы шерсть свалялась накрепко. После разворачивают чий, достают полуготовый войлок, и процедура повторяется. Отмечу, что при валянии далее войлок сворачивается то лицевой, то тыльной стороной внутрь, чтобы добиться ровной поверхности и необходимой для сырмака плотности. После всего войлок нужно обязательно ополоснуть чистой проточной водой и тщательно просушить. Далее идет покраска войлока в два разных цвета. При этом нужно учитывать, чтобы цвета гармонировали между собой, не то получится некрасиво. Если коснуться истории наших предков, то можно сказать, что для окраски шерсти в различные цвета вплоть до середины XIX в. пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные. В изготовлении войлочных изделий принимали участие не только женщины одной семьи, но и жители аула.
Наиболее распространенным в быту казахов до революции был войлочный ковер текемет, которым в основном застилали пол юрты, дома. Сырмак – вид войлочного ковра, который особо ценился казахами. Если текеметы настилали на пол, то сырмак украшал стены юрт и домов. Это потом уже, по истечении многих лет, сырмаки стали главным атрибутом пола.
Изготовление сырмака - сложная работа, трудоемкая, и требует больше времени, чем создание других войлочных предметов.
При производстве сырмака наши бабушки, прабабушки, прапрабабушки применяли четыре способа: 1) мозаика из разноцветных кусков войлока; 2) аппликация однотонной материей по белому войлоку; 3) шнуровая вязь нитью на однотонном полотне войлока; 4) создание орнамента прошивной цветной нитью, кстати, тоже сделанной из шерсти.
В отличие от текеметов, в орнаменте которых преобладали зооморфные узоры, сырмаки нередко украшались растительными или узорами, переходными от зооморфных к растительным. Сырмак имел центральное поле и узорную рамку, замыкавшую его. По бокам для дальнейшей работы применяли уже покрашенные в другие цвета куски войлока. Сейчас такие шьют редко. В основном одно большое полотно и два разных сочетающихся цвета.
Для наших предков орнамент являлся главным видом изобразительного искусства, в котором отражалсь живая поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру. В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы, как «верблюжий след», «глаз верблюжонка», «бараний рог» и так далее.
Сырмак - обязательный атрибут приданого невесты. Его наличие и аккуратное шитье говорило о том, что женщины этого рода мастерицы»,- рассказывает Саулетай Мамиленовна.
Дорисовав орнамент, рукодельница пригласила дочь, для того чтобы она помогла при вырезании. Закончив, Саулетай Мамиленовна из двух покрашенных в разные цвета кусков войлока сложила красивую мозаику и пришила элементы узора друг к другу.
«После того как мы пришьем к друг другу узоры, чтобы они не растянулись и не потеряли свой вид мы кладём на астар. Это цельный большой кусок белого войлока, который будет служить основанием для сырмака. Потом уже обшивают орнамент тесьмой, выдавливают дополнительный узор. Этот процесс называется сыру. И сырмак готов», -говорит мастерица.
Саулетай Мамиленовна родилась и выросла в селе Актал в многодетной семье.
«Нас у родителей было 13, 4 дочери и 9 сыновей. Отца звали Мамиле, маму -Чарипа. Отец в свое время, будучи юношей, был репрессирован, как сын зажиточного кулака. Уже вернувшись в зрелом возрасте домой, женился на нашей матери. Они всю жизнь проработали в колхозе чабанами. И мы с малых лет были приучены к тяжелому чабанскому труду. С пятого класса ездили на чёску пуха, купку овец… После окончания школы до 1991 года, как и родители, работала в колхозе. В 1991 году по семейным обстоятельствам переехала в районный центр и устроилась в родильное отделение больницы санитаркой. Работаю там по сегодняшний день. Вырастила и воспитала трех дочерей и сына. У всех свои семьи»,- вспоминает С.М. Жумалина.
Шить сырмаки и вообще работать с шерстью научила нашу мастерицу и ее сестер их мама. Она говорит, что уроки матери по шитью, готовке выучила наизусть и передала своим дочерям. Сейчас они ее главные помощницы. На радость бабушке растут 20 внуков и 2 правнука.
«Сырмак размером 2 на 1 метр я могу сшить за неделю, если отвлекаться по другим делам не буду. Заказов много, да и внукам, правнукам по сырмаку хочется подарить», - говорит Саулетай Мамиленовна.
Уезжая после окончания мастер-класса из дома С.М. Жумалиной, подумала, что сегодня, наверное, из молодежи мало кто представляет, сколько труда нужно вложить в каждое изделье, какая кропотливая работа стоит за ним. Для сельской женщины, у которой еще и по хозяйству полно забот, такое служение любимому делу сродни подвигу. Об этом говорит талант мастерицы, вкладывающей в каждый сырмак, не только национальный колорит, но и собственную душу.
Дильда Нурсалиева |