Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что должно входить в учебный план школы. О чем расскажет учебный план школы

Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе .

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией .

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

3. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (далее - базисный учебный план), является важнейшим нормативным документом по введению и реализации Стандарта, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности , распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Базисный учебный план выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя , определяющего общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также в качестве одного из основных механизмов его реализации.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

· закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

· формируются универсальные учебные действия;

· развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.


индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Базисный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

Базисный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

Формирование гражданской идентичности обучающихся;

Их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям ;

Готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

Личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение по своему усмотрению использует учебное время данной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная деятельность , практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому и родному языку, литературному чтению, родной литературе, иностранному языку , математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Примерные программы отдельных учебных предметов» Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса , обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует в пределах максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся), может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность.


В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования , культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ должна сопровождаться тьюторской поддержкой.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Для первой ступени общего образования представлены три варианта базисного учебного плана:

вариант 1 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке ;

вариант 2 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;

вариант 3 - для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, в которых законодательно установлено государственное двуязычие.

При проведении занятий по иностранному языку (2-4 классы) и родному языку в образовательных учреждениях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык (1-4 классы), осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

В 1 классе - 35 минут;

Во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Базисный учебный план

начального общего образования Вологодской области

Предметные

области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

Основы духовно-нравственной

культуры народов

Основы духовно-нравственной

культуры народов

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Часть, формируемая участниками

образовательного процесса

Максимально допустимая недельная

Внеурочная деятельность (кружки,

секции, проектная деятельность и др.)

Всего к финансированию

Примерный учебный план

образовательного учреждения Вологодской области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Духовная культура народов России

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

Закон об образовании дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы.

Это может быть общеобразовательная школа общего типа, школа с углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа.

Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии.

Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т.д.).

Министерство общего и профессионального образования предоставляет широкий выбор вариантов для получения образования, им разработаны инструкции, правила получения сертификатов и т.д.

Однако следует предостеречь руководителей от бездумных модных увлечений и необоснованных решений по проведению конкурсных экзаменов при приеме в старшие классы, стремлений превратить так называемые альтернативные школы в основной способ получения полноценного школьного образования. С момента принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" открыто тысячи негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных школ.

Министерство общего и профессионального образования России подготовило ряд законодательных актов, регулирующих деятельность гимназий, лицеев, колледжей, различного рода частных школ и т.д. Выпущено положение о таких школах, их правах и обязанностях, порядке их открытия, аттестации, аккредитации и лицензирования.

Значит ли это, что будущее за альтернативными школами и их следует предпочесть обычным массовым школам? Есть два пути. Первый переименовать все средние школы в гимназии. В этом дурного ничего нет. Так было в России, так есть во многих странах. Второй параллельное существование различных видов и типов школ, что также приемлемо. Гимназии и лицеи это заведения для одаренных детей, колледжи дают соответствующее образование и профессию для всех остальных.

При рассмотрении путей модернизации школьного образования во всех типах школ особое внимание следует уделять соотношению обязательных и необязательных предметов, изучаемых в них. Совсем недавно у нас намечалась тенденция к резкому уменьшению обязательных предметов, при этом ссылались на опыт развитых капиталистических стран. Да, такое увлечение там было, но это привело к резкому снижению качества обучения. Например, в школах США 35% обучающихся не изучали физику, 32% химию и т.д. В настоящее время от такой практики многие страны отказались. Например, во Франции все учащиеся средних школ обязательно изучают родной язык,

математику, иностранный язык, историю, географию, физику, биологию, геологию, гражданское право, физкультуру. Проще говоря, на обязательные предметы используется 70-90 процентов учебного времени. В США 70 процентов, в Англии 7585 процентов и т.д. Это оправдано.

Право на открытие того или иного вида учебного заведения предоставлено местным органам власти, органам народного образования.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

В настоящее время на государственном уровне создана нормативно-правовая база, которая позволяет формировать и развивать новые механизмы эффективного управления образовательным процессом. Закон «Об образовании в РФ» предоставляет образовательным организациям возможность в полной мере реализовывать свободы в формировании собственных образовательных программ и учебных планов, необходимых каждой конкретной школе, в той мере, в какой это необходимо, поскольку в огромной стране причесывать всех одинаково невозможно, да и нет необходимости. В основе закона заложен принцип свободы школы в разработке и утверждении своей собственной образовательной программы согласно государственному стандарту. Вместе с этим возрастает ответственность за результаты и качество работы образовательной организации.
Как, какие управленческие решения принять для того, чтобы образовательные организации в полной мере обеспечили системную работу по созданию нового облика и содержания образования? Московский департамент образования, создавший в последние годы одну из успешных моделей модернизации системы образования столицы, запустил пилотный проект «Эффективный учебный план», который вызвал большую поддержку педагогического сообщества. Основанием разработки и внедрения эффективного учебного плана стали Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт.
В законе мы не найдем понятие «эффективный учебный план», ибо это лишь один из механизмов построения образования нового времени. Нетрудно предположить, что их может быть множество. Почему эффективный учебный план в столь короткие сроки нашел не только профессиональных сторонников, но и поддержку родительской общественности? Безусловно, прежде всего сработал фактор подготовленности образовательных организаций к серьезной перенастройке и овладению новыми высотами в предоставлении качественного образования в соответствии с новыми требованиями, а это свидетельствует о том, что система образования Москвы движется не только в ногу со временем, но и по многим параметрам его опережает.
Принятие Департаментом образования документов о внедрении эффективного учебного плана основывается на позитивном опыте и результатах работы целой плеяды московских школ и предполагает возможные варианты качественной организации и управления образовательным процессом. Именно эффективный учебный план выступает ключевым моментом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. Но реализован эффективный учебный план может быть только в том случае, если соблюдаются современные СанПиНы, касающиеся предельно допустимой учебной нагрузки школьника в зависимости от возраста.
Внедрение эффективного учебного плана позволяет разработать новый формат расписания учебной деятельности, в котором более рельефно интегрируются общее и дополнительное образование на всех ступенях. Расписание становится гибким, дает возможность развивать другие формы организации образовательной деятельности, в частности, дистанционные курсы обучения детей с разными возможностями здоровья, особенностями развития, с учетом их способностей, интересов и потребностей.
На мой взгляд, эффективный учебный план - это мощное средство оптимизации учебного времени, управления образовательным процессом, наполнения его новым смыслом и содержанием. Именно в нем можно увидеть не только результаты работы школы, но и наиболее приоритетные направления, слабые стороны, оценить конкурентоспособность в сравнении с другими. Наиболее значимы при всем этом уровень обучения и развития ребенка, наличие комфортных для него условий, степень учета интересов. Не менее важный фактор - уровень работы учителя, его профессиональные компетенции в работе с детьми с разными возможностями, с учетом запросов семьи и ребенка и в конечном итоге запросов города.
Эффективный учебный план - это не только новый формат планирования и организации учебного процесса, но это и своеобразный механизм «сжатия времени», высвобождения его для развития ребенка в опоре на природные задатки, способности и возможности каждого в процессе освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС.
Что лежит в основе формирования эффективного учебного плана? На мой взгляд, это возможность школьникам и родителям реализовать свои неотъемлемые демократические образовательные права. Первое - возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения в период обучения на ступени средней школы. Второе - изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне, включая изучение обязательных учебных предметов. Третье - освободить время для самообразования. Четвертое - выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение. Пятое - выбирать учителя.
При этом образовательные свободы должны быть реализуемы в рамках совместной ответственности школьника, школы и семьи. Ученик в соответствии с новыми требованиями обязан осваивать образовательную программу. Школа создает максимальные условия для качественного обучения. Родители участвуют в этом процессе не как посторонние наблюдатели, нередко в критической позиции, а как полноправные участники образовательных отношений.
Что может стать наиболее сильным аргументом в поддержку эффективного учебного плана? Это прежде всего развитие интересов и способностей каждого ребенка. Эффективный учебный план - это регулятор сохранения природных задатков и его возможностей. Если в качестве отступления обратиться к классической педагогике, то хочу напомнить, например, что Песталоцци и Коменский искали и создавали педагогические модели, которые в полной мере обеспечивали реализацию возможностей и природных задатков детей. Только в этом случае образование наиболее полно согласуется с внутренним содержанием природы ребенка и историческим временем. С внедрением эффективного учебного плана у школы появляются колоссальные возможности по усилению роли и значения образования в обществе, которое становится непрерывным, развивающим, самоорганизующимся.
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что существует и даже увеличивается серьезный разрыв между двумя базовыми процессами - процессом индивидуального развития ученика школы и процессом организации образовательной деятельности учебного заведения. Развитие ученика почти во всех случаях происходит линейным образом от момента прихода в первый класс до момента выхода во взрослую жизнь. При этом каждое событие школьной жизни ребенка поистине уникально, неповторимо, определяется абсолютно конкретными обстоятельствами места и времени, той ситуацией, в которой присутствует ученик. Вместе с тем вся логика организации учебного процесса школы строится циклически. Это те циклы, которые задают недельное расписание занятий и циклограмму учебного года. Кстати, эта модель в своих исторических основаниях воспроизводит недельный и годовой круг богослужений христианской церкви, церковного календаря. Так удобнее взрослым, учителям и администраторам, поскольку на основе циклических моделей организации гораздо легче управлять распределением ресурсов (как содержательных, так и материальных). Но это обстоятельство и стало на сегодняшний день одним из важнейших тормозов развития образования. «Образовательное событие» в развитии ученика не синхронизировано с циклическими, повторяющимися событиями, которые организуют взрослые. Постоянный диссонанс, на мой взгляд, резко снижает эффективность всего образовательного процесса. Настала пора хоть в какой-то мере начать преодоление противоречия между тем, как развивается ребенок, как он растет и интеллектуально, и физически, и тем, как школа предлагает организовывать процесс его развития. Методология эффективного учебного плана позволяет прежде всего разорвать предзаданную цикличность учебного процесса, совместить логику развития ученика и логику построения всех типов и видов учебных занятий и тем самым превратить каждое учебное занятие в подлинное «образовательное событие» жизни ученика.
В истории московского образования всегда были педагоги, которые исходили из позиций нравственно-гуманистической педагогики. Мне вспоминается теперь уже далекий 1986 год, когда в Переделкине была организована встреча учителей-новаторов, на которой присутствовала и я. Учитель начальных классов московской школы №587 Софья Лысенкова рассказала о своей педагогической методике опережающего обучения, суть которой состояла в том, что качественное образование можно обеспечивать через управление учебным временем, не загружая детей уроками, предметами и домашними заданиями, а, наоборот, освобождая их время для общения в семье, с друзьями, для прогулок на природе, занятий искусством, спортом, туризмом в соответствии с интересами и способностями. Несмотря на колоссальный интерес и позитивный резонанс идей опережения в обучении, массового движения не получилось. Как обычно, его поддержали десятки учителей-энтузиастов, а включить это в действующую систему так и не удалось. Почему? Потому что новаторства одного учителя в рамках одного класса было недостаточно. Не было продолжения в учебном цикле всей школы, не внедрялась методика оптимизации учебного времени, сокращения количества часов на изучение тех или иных тем на второй, основной, ступени общего образования, не корреспондировались идеи управления временем жизни ребенка, освобождения времени для природосообразного и культуросообразного развития ребенка, реализации всех его внутренних сил, задатков, способностей, интересов с учебными планами, программами, расписанием!
Золотое правило педагогики, воспитания - это прежде всего управление «учебным временем» так, чтобы были созданы условия для мотивации и поддержки учащихся, их личностного роста и успешности в учении. Ведь, как известно, 85% фрустраций современных детей от неуспешного и немотивированного учения в школе, следствие того, что школа и родители навязывают свою модель, а не отталкиваются от реальных потребителей - детей, от их потребностей, способностей, интересов и возможностей, физического и психоэмоционального состояния. Поэтому смысл современного подхода, заложенного в эффективном учебном плане, в управлении временем, перераспределении его во благо развития ребенка.
Совершенно справедливо, что в 2014 году для участия в пилотном проекте по внедрению эффективного учебного плана включены более 100 московских школ. В одной из таких школ мне непосредственно пришлось ознакомиться с моделью управления образовательным процессом. Это школа №2006 на окраине Москвы, в районе Северное Бутово (директор - Вера Илюхина). В течение последних лет педагогический коллектив этой школы ведет кропотливую работу по организации образовательного процесса на основе индивидуального учебного плана. Понятно, что такой школе перейти к эффективному учебному плану будет не только достаточно легко, поскольку коллектив работал в режиме опережения, но и чрезвычайно интересно, потому что здесь уже имеют уникальный опыт управления временем. На протяжении нескольких лет в школе №2006 работает и дает эффективные результаты индивидуальный учебный план. На основе анализа результатов обучения каждого ученика разработана матрица формирования профильной направленности обучения учащихся начиная с 7-го класса. Гибкость управления образовательным процессом достигается с помощью индивидуального учебного плана, который сделан таким образом, что интегрирует сведения по тарификации и нагрузке учителей, учебной нагрузке каждого ученика, направленности профильного обучения. Такой формат учебного плана осуществляет фиксацию добровольного выбора учениками элективных курсов и дисциплин профильной подготовки, проектной деятельности. Индивидуальный учебный план также интегрирует основное общее и дополнительное образование. Анализируя опыт работы одной из пилотных московских школ, можно увидеть, что индивидуальный учебный план дает качественные результаты. Инструмент один - результаты приумножаются. Почему? Потому что подход к организации образовательной деятельности основан на государственной ответственности педагогического коллектива за результаты и качество образования. Это именно то, что требует новая ситуация современного управления образовательным процессом.
Эффективный учебный план должен быть основан на новой идеологии «управления временем жизни растущего и формирующегося человека», где семья и школа совместно создают оптимальные условия для образования и воспитания каждого ребенка.

Базисный учебный план: варианты

Введение

В соответствии с конкурсом, объявленным Министерством образования и науки Российской Федерации «Разработка компонентов стандарта общего образования второго поколения», определена структура компонентов государственных стандартов общего образования. Выделен тот пакет документов» которые наиболее важны для представления качественных нормативов. Весь пакет нормативных и рекомендательных документов -собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов - разрабатывается комплексно и представляет единое целое.

Одним из документов, обеспечивающих реализацию в образовательном процессе государственных образовательных стандартов общего образования, является Федеральный Базисный учебный план.

Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.

В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:

а) инвариантная часть, обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, личные интересы и склонности, интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.

Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированных на ступени общего образования: начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Предлагаемые варианты Базисного учебного плана соответствуют действующему законодательству Российской Федерации в области образования, реализуют основные принципы Концепции образовательных стандартов общего образования (2005-2010 г.г.) - переход к разработке важнейших компонентов, обеспечивающих нормативное сопровождение и механизмы реализации стандартов общего образования второго поколения.

В настоящее время общеобразовательные учреждения Российской Федерации работают по двум Базисным учебным планам, которые явились основой разработки настоящих вариантов БУПа:

Базисный учебный план общеобразовательный учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 г. № 322).

Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федераг^ии, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

Базисный учебный план 1998 года состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть Базисного учебного плана полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможности продолжения образования.

Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Федеральный Базисный учебный план 2004 года устанавливает соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения.

В федеральном компоненте Федерального Базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится менее 10 процентов. Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

В IX классе часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

Принципы построения Федерального Базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Федеральный Базисный учебный план 2004 года осуществляет переход к профильному обучению, что позволяет:

    создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

    обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

    установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

    обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

1. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации

Пояснительная записка

Предлагаемый Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению общеобразовательных стандартов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на "освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный план представлен несколькими моделями, отражающими последовательность перехода от действующих нормативов к проектируемым, разработан с расчетом на 12-летнюю школу с учетом обязательного среднего образования, с началом обучения в 6,5 лет и одногодичной подготовкой детей в школе.

1.1. Предшкольное обучение

Предшкольное обучение является подготовкой детей к обучению в школе, но не годом школьного обучения.

Задача родителей, воспитателей и учителей, осуществляющих подготовку дошкольников к обучению, осуществлять все меры по всестороннему физическому, психическому и умственному развитию детей.

Задачи работы с детьми:

I . Охранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

а) содействовать полноценному физическому развитию детей;

б) формировать привычку к здоровому образу жизни;

в) приобщать детей к миру физической культуры.

II . Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей.

1.. Деятельность:

а) создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия;

б) начать формирование способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности;

в) закладывать основу психологической устойчивости к неуспеху и вырабатывать установку на конструктивное преодоление его;

г) формировать мотивацию учения и предпосылки готовности к обучению в школе: развивать способность принимать учебную задачу, поставленную взрослым, учить детей предварительно планировать собственную деятельность и осуществлять ее пошаговый и итоговый контроль, совершенствовать произвольный контроль речевого и двигательного поведения, совершенствовать коммуникативные навыки, осуществлять специальную подготовку к школе;

д) формировать предпосылки трудовой деятельности.

2. Способствовать становлению сознания:

а) развивать речь детей, проводить подготовку к обучению грамоте;

б) способствовать познавательному развитию детей;

в) способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) формировать доверие ребенка к взрослому как к партнеру по внеситуативно-личностному общению;

в) формировать предпосылки морального развития ребенка;

г) продолжать формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения;

д) продолжать работу по формированию гуманистической направленности поведения у детей;

е) укреплять познавательное отношение к миру: формировать бережное и созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;

закладывать основы уважительного, заинтересованного отношения к другим культурам; укреплять детей в позиции созидателя и творца;

ж) продолжать развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

III . Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

1.2. Варианты БУПов в зависимости от продолжительности обучения по ступеням

Ступень обучения

Вариант БУПа

(начальное общее образование)

(основное общее образование)

(среднее (полное) общее образование)

Базисные учебные планы состоят из двух разделов: федеральный и региональный компоненты, а также в них отведены часы на внеклассную учебно-познавательную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Эти часы не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для финансирования.

1.2.1. Вариант № 1 Базисного учебного плана.

Первая ступень общего образования (1-4 кл.)

Учебный план для первого звена школы является частью базисного учебного плана для 12-летней общеобразовательной школы РФ и ориентирован на общеобразовательные учреждения, в которых, обучение идет на русском языке. БУП выполняет функции нормативного документа федерального значения и обеспечивает:

1) реализацию права каждого гражданина РФ, достигшего шести с половиной лет, начать образование в школе,

2) возможность достижения Требований стандарта начального образования;

3) вариативность образования на его первой ступени.

БУП отражает следующие необходимые условия современного начального образования:

Срок обучения в начальном звене (не менее 4 лет);

Состав учебных предметов, обязательных для изучения;

Распределение учебного времени по учебным предметам;

Максимально допустимую недельную нагрузку учащихся. Базисный учебный план представлен двумя компонентами: федеральным и региональным.

Федеральный компонент Базисного учебного плана отражает инвариантное содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: приобщение школьников к общекультурным и национальным ценностям; готовность к продолжению образования в основной школе; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Вариативная часть БУП представлена региональным компонентом и дает возможность учесть особенности, образовательные потребности и интересы данного субъекта Российской Федерации. Этот компонент составляет не менее 8 % отводимого БУП учебного времени. Существенной частью регионального компонента является компонент образовательного учреждения (школьный компонент). Часы на школьный компонент определяют региональные органы управления образования. Региональный компонент может быть использован для увеличения часов на изучение отдельных предметов Федерального компонента БУП, на введение в учебный план курсов, в изучении которых заинтересован субъект РФ, а также конкретное образовательное учреждение. Использование регионального компонента осуществляется в рамках шестидневной учебной недели. В первом классе в соответствии с нормами СанПиНа, определяющими максимально допустимую нагрузку учащихся, региональный компонент отсутствует.

Вариант БУП может быть использован образовательным учреждением, осуществляющим обучение на русском языке.

Первый вариант БУП имеет следующие особенности. Образование осуществляется в структуре четырехлетнего срока (1-4) обучения при длительности уроков 35 минут (1 класс), 45 минут (2-4 классы). Обучение может быть организовано в рамках пятидневной и шестидневной учебной недели. В соответствии с нормами СанПиНа обучение в первом классе проходит только в рамках пятидневной недели.

Набор учебных предметов, предлагаемых в первом классе, отражает специфику целей и содержания первого года обучения. Так, в первом классе осуществляется обучение детей чтению и письму, а изучение систематических курсов русского языка и литературного чтения начинается со второго класса. Предусматривается изучение интегрированных предметов: «Грамота» (первый класс), который объединяет обучение чтению и письму. Обучение ведется по учебнику «Букварь». Изучение курса «Грамота» обеспечивает плавную адаптацию детей к школе, независимо от уровня их готовности к обучению.

Предмет «Окружающий мир» интегрирует естественнонаучные и обществоведческие знания, а в 1-2 классах включает и трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). Предмет «Искусство» объединяет музыкальную, изобразительную деятельность детей и художественный труд.

Предмет «Физическая культура» не включается в аудиторные занятия, но учитывается как обязательный при определении предельно допустимой недельной нагрузки школьника.

Изучение иностранного языка осуществляется со второго класса (два часа в неделю), предмет «Информатика» изучается в третьем-четвертом классах по 1 часу в неделю.

В БУП выделена специальная графа - нормы времени, отводимые для домашних заданий, что обеспечивает предпосылки уменьшения учебной нагрузки младших школьников и является одним из условий здоровьесберегающего образования.

Базисный учебный план для общеобразовательной четырехлетней начальной школы

учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана , для введения новых учебных базисный учебный план варианта
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации реализующих программы общего образования начальное общее и основное общее образование среднее (полное) общее образование i начальное (1)

    Документ

    Углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана , для введения новых учебных предметов, ... б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». ...

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации реализующих программы общего образования начальное общее и основное общее образование среднее (полное) общее образование i начальное (2)

    архив

    Углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана , для введения новых учебных предметов, ... б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». ...

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений российской федерации реализующих программы общего образования начальное общее и основное общее образование среднее (полное) общее образование i начальное (3)

    Документ

    Углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана , для введения новых учебных предметов, ... б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». ...

  • От 9 марта 2004 г n 1312 об утверждении федерального базисного учебного плана

    Закон

    ... базисного учебного плана и базисного учебного плана субъекта Российской Федерации, с 2004/2005 учебного года; осуществить поэтапное введение ... б) Федеральный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения " ...

  • Учебные предметы

    Количество часов в неделю

    Федеральный компонент

    Русский язык

    Литературное чтение

    Иностранный язык

    Математика

    Окружающий мир

    Искусство (музыка, изо, художественный труд)

    Информатика

    Физическая культура

    Предельно допустимая недельная учебная нагрузка (пятидневная учебная неделя)

    Региональный компонент

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Из главбуха в финдиры Финансовый директор функции главного бухгалтера
    Международные стандарты финансовой отчетности
    Можно ли взять одновременно две ипотеки?