Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Все о 0 ставке ндс. Нулевая ставка НДС: особенности применения

по работам и услугам, непосредственно связанным

с экспортом и импортом товаров

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагалась в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по нулевой ставке НДС. Такие же правила применялись и к организации перевозки, погрузке, перегрузке этих товаров, а также к иным подобным работам и услугам. Однако применение указанной нормы на практике порождало многочисленные споры. Налогоплательщики и инспекции зачастую по-разному отвечали на вопрос о том, по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров. Данные споры возникали потому, что перечень услуг и работ, содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, был открытым. Для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, установивший закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, и определивший комплекты документов, необходимых для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае. Рассмотрим изменения подробнее.

Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ заменили восемь новых подпунктов, в каждом из которых перечислены услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.

1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Международной перевозкой товаров признается перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ.

На практике перевозка товаров может осуществляться двумя видами транспорта поочередно. Например, товар перевозится железнодорожным транспортом от находящегося в РФ пункта отправления до российского морского порта (при этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте), затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются с вопросом: применяется ли нулевая ставка НДС к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта? Минфин России в Письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72 разъяснил, что если товары вывозятся за пределы РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, нулевая ставка применяется только в отношении услуг, оказанных на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перевозка между пунктами, находящимися в РФ, облагается НДС по ставке 18 процентов.

Однако с 1 октября 2011 г. ситуация изменилась. В пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено исключение: по нулевой ставке НДС облагаются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки и транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции, оказанные российскими организациями и предпринимателями при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (порт или пограничная станция) до станции назначения товаров, расположенной в России.

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка распространяется на следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

Предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров.

По мнению Минфина России, нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по предоставлению (подаче) под погрузку железнодорожного подвижного состава, поскольку данная деятельность является неотъемлемой частью перевозочного процесса. А предоставление в аренду железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 18 процентов (см. Письма от 11.01.2011 N 03-07-08/02 , от 20.01.2011 N 03-07-08/14).

Напомним, что прежняя редакция п. 1 ст. 164 НК РФ не позволяла однозначно ответить на вопрос, по какой ставке облагается НДС предоставление под погрузку железнодорожного подвижного состава и предоставление данного имущества в аренду с целью экспорта товаров.

Так, в Письме от 22.03.2010 N 03-07-08/72 Минфин России отмечал, что подача вагонов под погрузку облагается НДС по ставке 18 процентов. Но единой судебной практики по данному вопросу не сложилось. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7526-09 признано правомерным применение к таким услугам нулевой ставки.

Правомерность использования нулевой ставки НДС при предоставлении в аренду железнодорожного подвижного состава или контейнеров также вызывала многочисленные споры. Однако большинство судов подтверждали, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0 процентов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 18.08.2010 N КА-А40/9385-10 , ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 N А55-9952/2008).

Транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Перечень услуг, приведенный в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, является исчерпывающим (см. Письма Минфина России от 03.08.2011 N 03-07-08/249 , от 17.02.2011 N 03-07-08/49 , от 17.02.2011 N 03-07-08/54). Вознаграждение, которое экспедитор по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров получает за оказание перечисленных в данной норме транспортно-экспедиционных услуг, также облагается НДС по ставке 0 процентов (Письмо Минфина России от 03.08.2011 N 03-07-08/248). Причем, как указал Минфин России, такие услуги, предусмотренные абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по нулевой ставке независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако для этого в налоговые органы необходимо представить документы, предусмотренные п. 3.1 ст. 165 НК РФ (Письмо от 18.03.2011 N 03-07-08/73). Кроме того, по мнению финансового ведомства, для применения нулевой ставки требуется, чтобы услуги, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, соответствовали ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст). На это указано в Письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72.

Следует отметить, что нулевая ставка по таким услугам применяется, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции. Как отметил Минфин России, такой договор должен соответствовать положениям гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" (Письмо от 02.08.2011 N 03-07-15/72). Согласно разъяснениям финансового ведомства транспортно-экспедиционные услуги, оказанные на основании иных договоров (например, договора перевалки, затарки, вытарки, перетарки экспортно-импортных грузов), а также не связанные с международной перевозкой, облагаются НДС по ставке 18 процентов (см. Письма от 20.01.2011 N 03-07-08/15 , от 17.01.2011 N 03-07-08/10 , от 29.12.2010 N 03-07-08/375).

В Письме от 14.02.2011 N 03-07-08/41 Минфин России обращает внимание на то, что нулевая ставка применяется только в случае, если транспортно-экспедиционные услуги оказаны при организации международной перевозки. Если же такие услуги оказаны в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами на территории РФ, то необходимо использовать ставку НДС 18 процентов (например, при перевозке от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ). Аналогичные разъяснения даны в Письмах Минфина России от 26.04.2011 N 03-07-08/130 , от 19.04.2011 N 03-07-08/117 . Однако если транспортно-экспедиционные услуги оказываются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (порт или пограничная станция) до станции назначения товаров, расположенной в России, то с 1 октября 2011 г. они облагаются НДС по нулевой ставке (соответствующее дополнение внесено в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Однако возможна и ситуация, когда транспортное средство по пути следования из пункта отправления, расположенного в иностранном государстве, до пункта назначения товаров, находящегося в России, осуществляло и другие остановки на территории РФ. Касательно такой ситуации Минфин России в Письме от 01.07.2011 N 03-07-08/201 пояснил следующее. Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных на всем протяжении маршрута перевозки товаров. Тот факт, что на пути следования к месту назначения были сделаны промежуточные остановки, на величину ставки не влияет. Финансовое ведомство отмечает, что в целях применения нулевой ставки под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, которые указаны в договорах на оказание транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.

Документы, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, перечислены в новом п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это копии контракта и транспортных документов. Согласно разъяснениям Минфина России нулевая ставка НДС должна применяться в отношении транспортно-экспедиционных услуг даже в том случае, когда в соответствии с законодательством, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность, оформление экспедиторских документов для оказания данных услуг не требуется. Однако если оформление экспедиторских документов законодательством предусмотрено, но они отсутствуют или оформлены с нарушениями, то в совокупности с другими неправомерными действиями налогоплательщика данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в применении нулевой ставки в отношении указанных услуг. Такие пояснения даны в Письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72.

В п. 3.1 ст. 165 НК РФ предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

Следует отметить, что законодатель установил и комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны таможенного союза. Напомним, что перевозка товаров из одной страны таможенного союза в другую облагается НДС по нулевой ставке согласно правилам Налогового кодекса РФ, если данные услуги оказывает российский налогоплательщик (пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"). В конце 2010 г. финансовое ведомство выпустило ряд разъяснений о том, что в указанной ситуации перевозчик не вправе воспользоваться нулевой ставкой. Такая позиция была обоснована тем, что ст. 165 НК РФ не был установлен комплект документов, необходимых при перевозке товаров внутри таможенного союза (см. Письма Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308 , от 22.10.2010 N 03-07-08/299 , от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Однако данная точка зрения представлялась достаточно спорной (этому был посвящен один из комментариев выпуска обзора "Новые документы для бухгалтера" от 11.11.2010). Теперь же такой комплект документов предусмотрен. Наряду с контрактом должны быть представлены копии транспортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств таможенного союза (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Если договор перевозки заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ - копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осуществляет сделку (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Комплект документов необходимо представить не позднее 180 календарных дней с момента оформления транспортных документов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

К таким услугам относятся:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ;

Перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.

Отметим, что применить нулевую ставку смогут только российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и лишь на основании определенных договоров с определенными лицами.

3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ). Их должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора.

4. Услуги организации по управлению единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Следует отметить, что нулевая ставка применяется, только если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом (пп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ).

5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом в товаросопроводительных документах должен быть указан пункт отправления или назначения, находящийся за пределами территории РФ.

Работы и услуги, перечисленные в данном подпункте, облагаются НДС по нулевой ставке независимо от даты помещения товаров на территории РФ под соответствующие таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, таможенный транзит и др.). Такие разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 03.02.2011 N 03-07-08/33 , от 29.12.2010 N 03-07-08/375 .

6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Предоставление железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 октября 2011 г. в пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ внесены дополнения: теперь данное положение распространяется также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в рамках указанных операций.

Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При этом нулевая ставка применяется, если пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России.

Необходимо обратить внимание, что аналогичные услуги предусмотрены пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с этой нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. Другими словами, пункт отправления или пункт назначения транспортируемого имущества должны находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются товары или импортируются.

А вот согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Согласно разъяснениям Минфина России, нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по предоставлению (подаче) под погрузку железнодорожного подвижного состава, поскольку данная деятельность является неотъемлемой частью перевозочного процесса (Письма от 11.01.2011 N 03-07-08/02 , от 20.01.2011 N 03-07-08/14). А предоставление в аренду железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 18 процентов. Подробнее см. "Услуги по международной перевозке товаров".

8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется при условии, что данные действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.

Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в перечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. При этом особо отмечается, что налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Срок представления документов закреплен в п. 9 ст. 165 НК РФ. Он по-прежнему составляет 180 календарных дней. При этом момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. Отметим, что в отношении предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. При этом моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1 , 9 ст. 167 НК РФ).

Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ).

С 1 октября 2011 г. перечень услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, расширился. В него вошли услуги, оказываемые организациями и предпринимателями, которые не являются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки товаров железнодорожным транспортом через территорию России. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане (пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке экспортируемых за пределы территории России товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах. При этом на данных документах должны быть проставлены отметки таможенных органов (п. 5 ст. 165 НК РФ).

Однако при перевозках в пределах Таможенного союза такие отметки не проставляются. Статья 165 НК РФ не устанавливает отдельного перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом товаров, по которым таможенное оформление не производится. В связи с этим Минфин России разъяснял, что услуги по перевозке товаров, вывозимых перевозчиком на железнодорожном транспорте из России на территорию государств - участников Таможенного союза, облагаются по ставке 18 процентов (Письмо от 14.04.2011 N 03-07-13/01-11).

С 1 октября 2011 г. в п. 1 ст. 164 НК РФ появился новый пп. 9.1 . В соответствии с ним работы (услуги) по перевозке (транспортировке) товаров через территорию России, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагаются по ставке 0 процентов. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане. Кроме того, нулевая ставка НДС применяется к работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой указанных товаров. Стоимость всех работ (услуг), перечисленных в пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые выполняются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, должна быть отражена в перевозочных документах.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки при реализации указанных услуг, а также срок их представления в инспекцию определены в п. п. 5.1 и 9 ст. 165 НК РФ.

Статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта ();

Реализация товаров на экспорт

Вывоз товара за границу относят к экспортным операциям, которые облагают НДС по нулевой ставке. И это не зависит от момента перехода права собственности на товар. Например, организация экспортировала товар.

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов, если организация экспортирует товары, которые при реализации в России не облагаются НДС

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации на экспорт товаров, покупателями которых являются иностранные граждане. Товары предназначены для личного использования и отправляются из России с помощью международной почтовой службы доставки

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров с консигнационного склада, расположенного на территории иностранного государства

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта в связи с его возвратом поставщику. Ранее товар был ввезен для выпуска в свободное обращение

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) дипломатическому представительству иностранного государства

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) организациям, участвующим в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при экспорте технической документации к оборудованию (руководство по монтажу и эксплуатации, чертежи, технологические схемы и т. п.). Техническая документация разработана (приобретена) на территории России

Ситуация: при каких условиях российская организация может применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при поставках в Абхазию

Свободные таможенные зоны

Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории.

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при реализации товаров резидентам особых экономических зон

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов, перерабатывая импортные товары в Калининградской ОЭЗ. Организация ввезла товары из Европы и после переработки реализовала в России

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Ситуация: вправе ли экспедитор применять нулевую ставку НДС при перевозке экспортируемых товаров по России и погрузке на борт иностранного судна

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным (воздушным) транспортом. Организация оказывает услуги по договору, заключенному с экспедитором

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС, оказывая транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов по территории России. Груз перевозят транзитом – из одного иностранного государства в другое

Ситуация: какую ставку НДС применять при оказании услуг по хранению товаров при их транспортировке водным транспортом как в пределах России, так и на экспорт. На момент оказания услуг характер дальнейшей реализации товаров (внутренний рынок или экспорт) неизвестен

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по ставке 18 процентов со стоимости услуг по доставке и заправке иностранного судна топливом, реализованным в качестве припасов. Услуги оказаны на территории России. Право на нулевую ставку НДС при реализации припасов подтверждено

Услуги, связанные с ввозом товаров

К услугам, связанным с ввозом товаров в Россию, относятся:

Ситуация: можно ли применить нулевую ставку НДС при ремонте товара под процедурой переработки на таможенной территории

Ситуация: можно ли применить нулевую ставку НДС при оказании услуг по перевозке импортного груза. Экспедитор перевозит груз только по территории России от пограничной зоны до покупателя. Таможенное оформление производится по местонахождению покупателя

Возмещение НДС по ставке 0 процентов при экспорте сырьевых товаров предусматривает, что вместе с налоговой декларацией необходимо представить пакет документов, подтверждающих правомерность применения льготной ставки. Какими документами можно подтвердить экспорт, каковы последствия нарушения срока его подтверждения, а также процедура возмещения НДС, рассмотрим в настоящей статье.

Собираясь подтвердить по вывозимым товарам нулевую ставку по НДС, компания-экспортер обязана представить налоговикам следующие документы (ст. 165 НК РФ):

  1. Контракт (можно также копию), заключенный с иностранным покупателем на поставку товара за пределы ЕАЭС С 2016 года контракт может представлять собой как единственный документ, так и ряд документов, из которых вытекают все существенные условия сделки (п. 1 ст. 1 закона «Об изменениях в НК РФ» от 23.11.2015 № 323-ФЗ). Бывает так, что в контракте содержится информация, относящаяся к государственной тайне - в этом случае в налоговую отдается не сам контракт (или его полная копия), а выписка из него, в которой присутствуют данные, необходимые для осуществления контрольных налоговых мероприятий. К таким данным можно отнести информацию о самом товаре, его цене и условиях поставки.
  2. Таможенную декларацию с отметками российских таможенников об экспортном выпуске товара и месте его выбытия из России (или ее копия). Исключения:
  • Вывоз товаров через границу с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено. В этом случае таможенная декларация (ее копия) может содержать только отметку таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза (убытия) товаров (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).
  • Экспорт в пределах ЕАЭС. В данном случае вместо декларации в налоговую отдается заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов, на котором должна быть отметка налоговиков страны ЕАЭС (страны покупателя). Данное заявление экспортер получает от покупателя.

Подробности о ЕАЭС см. в нашем материале «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический» .

  1. Копии транспортных и сопроводительных бумаг с отметками таможенников о месте убытия товара за пределы РФ. Исключение опять-таки составляют случаи экспорта:
  • Товаров через границу с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено. В этом случае таможенная декларация (ее копия) может содержать только отметку таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление вывоза (убытия) товаров (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).
  • В страны ЕАЭС, при которых отметки не проставляются по причине отсутствия таможенного контроля. С 01.10.2015 (п. 10 ст. 1 закона «Об изменениях в ст. 165 НК РФ» от 29.12.2014 № 452-ФЗ) стала допустимой замена копий товаросопроводительных документов на их реестры (п. 15 ст. 165 НК РФ), содержащие всю необходимую информацию в отношении этих первичных документов. С этой же даты стало возможным представление реестров в ИФНС в электронном виде.

См. также наш материал «Подтверждаем экспорт в ЕАЭС» .

  1. При реализации товаров через посредника дополнительно представляется соответствующий договор (агентский, поручения, комиссии) или его копия.

При помещении экспортируемых товаров под процедуру свободной таможенной зоны необходимо представить (подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • контракт (или копию) с резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны;
  • экспортный контракт;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ или копию свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны;
  • таможенную декларацию с отметками таможенников о выпуске товара (или копию).

Стоит помнить, что приведенный перечень в каждой конкретной ситуации может дополняться другими документами, список которых лучше уточнить в своем налоговом органе.

Сроки подтверждения

Для того чтобы собрать все положенные документы и подтвердить ставку 0%, экспортеру дается 180 календарных дней со дня помещения товара под режим экспорта. Моментом определения налоговой базы в данном случае считается последний день квартала, в котором были полностью собраны все необходимые документы. Они подаются в налоговую одновременно с декларацией по НДС.

Если же бумаги в полном объеме не удастся собрать в указанный срок, на 181 день после осуществления экспорта нулевая ставка признается неподтвержденной, а моментом определения налоговой базы становится дата отгрузки. При этом у компании появляется обязанность подать уточненную декларацию и заплатить НДС в обычном порядке, а также пени.

Если же документы позже все-таки будут собраны, уплаченный НДС подлежит вычету. Однако уплаченные пени не возвращаются.

Нужен ли счет-фактура для подтверждения ставки 0%

Российское налоговое законодательство для отгрузок на экспорт не делает никаких поблажек в части выставления счетов-фактур: как и во всех других предусмотренных законом случаях, выписать этот документ, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ, необходимо в течение 5 дней после совершения экспортной отгрузки.

Но бывает так, что при этом допускаются те или иные ошибки оформления: не указан (или указан неверно) номер платежного документа в случае совершения предоплаты от иностранного покупателя, неправильно обозначен грузоотправитель или грузополучатель и т.д. В таких случаях налоговики могут отказать в подтверждении ставки 0%.

А что же думают суды по этому поводу? К счастью, они нередко встают на сторону налогоплательщика и мотивируют свои решения тем, что ст. 165 НК РФ не называет счет-фактуру документом, необходимым для подтверждения нулевой ставки. Показательным в данном случае является постановление ФАС Центрального административного округа от 16.01.2012 № А08-10185/2009-1, в котором указано, что ошибки, допущенные при выставлении счетов-фактур, не могут быть причиной отказа в предоставлении вычета по ранее приобретенному и далее отгруженному на экспорт товару.

Несмотря на это, советуем все же относиться к заполнению и сбору всех необходимых документов для возмещения НДС очень серьезно: положительная судебная практика в пользу налогоплательщика существует, но как решит суд в каждой конкретной ситуации, предсказать невозможно.

Возмещение НДС по ставке 0%

Входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспорта, подлежит вычету (п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Экспортеры несырьевых товаров с 01.06.2017 могут принять его к вычету в общем порядке, то есть после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и получения счета-фактуры. Право на применение вычета входного НДС при экспорте несырьевых товаров не зависит от момента определения налоговой базы по экспортному товару (письмо Минфина России от 12.04.2017 № 03-07-03/21801).

Экспортеры сырьевых товаров принимают входной НДС к вычету в зависимости от того, был ли собран пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если в установленный срок экспорт подтвержден, то входной НДС принимается к вычету на последнее число квартала, в котором собраны документы для подтверждения экспорта. Если в установленный срок экспорт не подтвержден, входной НДС принимается к вычету на момент отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 167, п. 3. ст. 172 НК РФ).

В том квартале, в котором применены вычеты, их сумма может превысить сумму начисленного НДС. Сумма превышения вычетов над суммой начисленного налога отражается в декларации по НДС по строке 050 разд. 1 «Сумма налога к возмещению».

Порядок возмещения налога прописан в ст. 176 НК РФ.

Представленная налоговая декларация проверяется налоговым органом в течение 3 месяцев. Если в ходе камеральной проверки декларации и представленных документов налоговый орган не выявит ошибок, он выносит решение о возмещении налога. При отсутствии недоимки налог может быть возвращен на расчетный счет на основании заявления экспортера.

Форму заявления о возврате налога вы найдете в статье .

Подробности о некоторых тонкостях возмещения налога см. в нашем материале .

Итоги

Подтвердить факт экспорта возможно, только собрав весь перечень документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Нарушение установленного срока для подтверждения экспорта влечет не только доначисление налога, но и уплату пени.

Если сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, то она может быть возмещена из бюджета. Возмещение НДС по ставке 0% производится по заявлению экспортера на его расчетный счет при условии, что налоговый орган после проведения камеральной проверки декларации вынес решение о возмещении налога и у экспортера нет недоимки, в счет погашения которой может быть зачтена сумма налога, подлежащая возврату.

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Компания А. приобрела для реализации товары на сумму 118000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 18000 рублей. Для реализации у компании есть два варианта – продать товар российской компании, либо переправить контрагенту в Белоруссию. Следует определить рентабельность обеих сделок.
При продаже в России:
Сумма реализации составит 150000 рублей, из которых НДС – 22881 руб. С учетом «входящего» налога компания А. обязана уплатить государству НДС в сумме (22881 – 18000) = 4881 руб. Прибыль от операции составит 32000 руб., включая НДС к уплате 4881 руб. Чистая прибыль – 27119 руб.
При экспорте в Белоруссию:
Реализация составит те же 150000 рублей, однако, применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Помимо этого, А. имеет право вернуть из бюджета ранее уплаченную поставщику сумму в размере 18000 рублей. Прибыль составит 32000 руб., плюсом к ней пойдет возмещенный НДС, итого чистая прибыль составит 50000 рублей.

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения ( , процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Требования к порядку оформления счетов-фактур изложены в статье 169 НК РФ, во исполнение которой постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 были утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ при выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится только при представлении в налоговый орган налоговой декларации и документов, указанных в статье 165 НК РФ, подтверждающих право на применение нулевой ставки.

Данные вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации. Форма налоговой декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утверждена приказом МНС России от 3 июля 2002 г. N БГ-3-03/338.

При реализации товаров на экспорт налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом в счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" указывается ставка в размере 0 процентов.

При осуществлении внешнеэкономических сделок суммы, указанные в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте (п.7 ст.169 НК РФ).

Предоставив налоговым органам все подтверждающие документы, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога в порядке и на условиях, установленных статьей 176 НК РФ. Если комплект подтверждающих документов не будет собран налогоплательщиком, то отдельная налоговая декларация по экспорту не представляется. Экспортные операции, подлежащие обложению НДС по ставке 10 или 20 процентов, включаются в общую налоговую декларацию.

Налогоплательщика - экспортерам следует также учитывать пункт 38 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации по НДС). Названным пунктом установлены дополнительные требования к налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС. В соответствии с этим пунктом, налогоплательщики - экспортеры помимо документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, также должны представить в налоговый орган следующие документы:

Договор (копию договора) купли продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом по ставке 0 процентов;

Документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению по налоговой ставке 0 процентов.

Необходимо также отметить, что на применение нулевой ставки и, соответственно на возмещение "входного" налога на добавленную стоимость не могут претендовать налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога в силу статьи 145 НК РФ.

Пример 4.1

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4.2

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

От того, как точно будет определена дата реализации, зависят правильность определения налоговой базы и, соответственно, правильность исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Если по истечению 180-ти дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (транзита) указанные документы представлены не будут, данные операции подлежат обложению по ставкам 10 или 20 процентов независимо от установленной налогоплательщиком учетной политики. При этом вычеты сумм НДС по указанным операциям делаются в общеустановленном порядке. Если впоследствии в налоговые органы будут представлены все необходимые документы, уплаченные суммы налога будут возвращаться налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 НК РФ.

В отношении всех иных товаров (работ, услуг), не поименованных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ дата реализации этих товаров (работ, услуг) определяется в общеустановленном порядке.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Составление сметы в Microsoft Excel
Правила приема в вузы мвд рф на обучение по очной форме
Какие экзамены нужно сдавать, чтобы поступить в мвд