Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько дней длится практика в школе. Обязательна ли отработка в школе и можно ли отказаться от дежурства

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты - положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся - и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Есть случаи, когда данные акты отменяли в некоторых регионах по протесту прокурора.

По поводу дежурства в классе вообще отдельный разговор - в школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол. А ребенок не должен мыть пол (хотя можно долго спорить об эффекте трудовой терапии) по двум очевидным причинам – вес поднимаемого ведра (законодательством установлены нормы, сколько можно поднимать некоторым категориям работников) и гигиенические нормы (вода все-таки грязная и вряд ли ребенку будет полезен контакт с ней).

В соответствии с п. 4 привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Из указанных норм следует вывод, что школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом, если практика не прописана в образовательной программе по какому – либо предмету (Именно как практика. Например, по биологии – работы на пришкольном участке). Но заметим что такое понятие как «трудовая практика» уже давно не включаются в документы учебных заведений (и в Вашем скорее всего нет).

По поводу ответственности за неявку на отработку - так как мы выяснили, что дело это сугубо добровольное, стало быть, и вопрос об ответственности снят – ее не может быть. Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) – пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Что касается поборов деньгами, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным - за это можно деньги платить, но не за отработку.

Попросите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). В ситуации конфликта можете направить заявление о нарушении прав ребёнка в отдел образования города и Прокуратуру.

Заставлять школьников отрабатывать летом незаконно. Об этом заявил министр образования России. По словам Владимира Филиппова, школьная отработка без согласия учащихся и их родителей – это чистейший произвол администраций школ. Каждый год руководство школ проводит так называемую "пятую четверть". Учащихся заставляют красить стены в классах и коридорах, копать грядки, мыть полы и окна. Школьная отработка длится, как правило, несколько недель. Между тем, по словам юристов, такие обязательства противоречат Конституции Российской Федерации. Поэтому ученик вправе отказаться от принудительной работы.

Трудный отдых. Отработка не может быть повинностью. Сколько дней должна длиться школьная трудовая практика? С какого возраста школа может привлекать детей к труду? Могут ли наказать ребенка, если он не отработает положенный срок? - эти вопросы тревожат сейчас родителей школьников. Что и говорить, летняя отработка - обязанность не из приятных. Вместо того чтобы отсыпаться после тяжелого учебного года, школяры вынуждены по утрам снова тащиться в опостылевшую школу, только теперь уже не учиться, а работать - поливать рассаду на пришкольном участке, разбирать книжки в библиотеке, мыть и красить стены. При этом педагоги считают, что труд на благо школы идет на пользу детям. А вот родители не все приветствуют трудовое воспитание - вдыхание лакокрасочных паров явно не прибавит детям здоровья, к тому же назначенный школой график отработки частенько совпадает с графиком родительских отпусков.

Но так ли уж обязательна отработка, как это преподносят директора школ, завучи и классные руководители?. Еще в 1992 году федеральный Закон "Об образовании" отменил принудительную отработку в школах: "Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается" (ст. 50, п. 14). А также: "Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом" (ст. 50, п. 16). Из этого следует вывод, что школа не может заставить вас проходить отрабатывать летнюю отработку, если она не прописана в образовательной программе по какому – либо предмету в качестве практики. Надо сказать, что часы на трудовую практику уже много лет как исчезли из учебных планов. Выходит, отработка - дело сугубо добровольное и администрация школ не имеет права заставлять детей трудиться без согласия самих учеников и их родителей (желательно в письменном виде). И уж, конечно, за то, что школьник не о тработал назначенный ему срок, не может последовать никакого наказания. Скорее уж администрацию школы можно привлечь к ответственности за организацию принудительной отработки. Однако образовательные начальники не спешат обнародовать эту "страшную" правду. Ведь кто еще поможет привести школы в порядок после учебного года, если не сами дети и их родители (администрация школ разрешает родителям отрабатывать вместо детей). Подсобных рабочих в школах нет, с уборщицами напряженка. Поэтому на вопросы по поводу обязательности отработки руководители органов образования отвечают уклончиво.

Школа. Многие ли из нас вспоминают и говорят о ней с теплотой и любовью? А если еще учесть обязательную отработку летом, то и вовсе становится грустно. Мало того, что дети целый год там мучаются, так еще и «должны» идти на какие-то обязательные работы, будто заключенные. Законны ли летние школьные отработки?

Взгляд со стороны законодательства

В 1992 году вышедший закон об образовании отменил обязательную отработку в школе. Вдумайтесь, еще в 1992 году, то есть черт знает сколько лет назад.

Обязательная отработка в школе противоречит Конституции РФ, которая действует неукоснительно по всей стране.

Министры образования неоднократно делали публичные заявления и разъяснения о том, что летняя отработка в принудительном порядке — чистейшей воды произвол местных школьных администраций. Никто не может ни под каким предлогом по нынешним законам заставить ребенка горбатиться в летний период.

Как это происходит

В школах вводится так называемая «пятая четверть». Ребята делятся на группы, составляется график принудительного труда. Он, кстати, может запросто совпасть с отпуском родителей. Переживать не надо, можно эту отработку просто проигнорировать.

Учителя и директор часто грозятся, что будут некие санкции, если ученик не отработает. Например, оставят на второй год или что-то еще, причем они сами затрудняются сказать что. На практике школа никак не может покарать ученика за то, что он не отработает.

Иногда доходит до идиотизма, когда родители идут отрабатывать за своих детей. Это и вовсе выглядит дико и напоминает рабовладельческий строй. Не будьте как ишаки, не ходите на поводу у возомнивших из себя директоров и директрис школ.

Вред отработки для здоровья

Работа в школе летом в основном заключается в покраске стен, убирании и выносе строительного мусора и мытье полов. Согласитесь, лаком и краской дышать не очень полезно. Мусор тяжелый и им можно пораниться. Инвентарь (лопаты, грабли) в детских руках могут также представлять опасность: дети могут просто убить или покалечить друг друга лопатой.

Причины отработок в школе

Учителя объясняют, что причина якобы в том, чтобы привить ребенку уважение к труду и имуществу школы. Но на практике руководство школы хочет просто спихнуть грязную работу на учеников. Вместо того, чтобы нанимать дворников, маляров и строителей, директор поручает это школьникам. Но в таком случае он совсем не беспокоится о своей же безопасности: если ребенок во время такой отработки получит травму, факт незаконной принудительной отработки будет предан гласности и директора сильно накажут.

Иногда даже приводят в пример графа Льва Толстого , который утверждал полезность труда для морального воспитания. Но ведь именно он является идейным вдохновителем сталинских и гитлеровских концлагерей. В концлагерях ведь тоже основная идея такова, что труд исцеляет, воспитывает и освобождает.

Что делать, если заставляют отрабатывать

Если коротко, то ничего делать не нужно, можно просто игнорировать. Никто не имеет право принудить к обязательному труду за исключением суда, который выносит обвинительный приговор и назначает в качестве меры наказания исправительные работы.

Если школа и директор особо дикие, никак не хотят мириться с потерей титула рабовладельца, то можно написать жалобу в местные органы образования (например, это может быть департамент образования в городской администрации или министерство образования в областной или республиканской администрации).

В особо зверских случаях не нужно стесняться, можно написать заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий школьной администрации.

Если вы боитесь, что вашего ребенка начнут гнобить потом учителя, то это напрасно. Опять же, если они будут делать это специально, жалоба в вышестоящие органы их быстро отрезвит. К ним придут многочисленные проверки, которые будут только рады выявить как можно больше нарушений.

Выводы

Запомните, что отработка в школе является сугубо добровольной. Если вы убедились, что ребенку там не будут давать непосильных заданий и он сам не против, то его можно отдать в школу поработать немного летом. Особенно хорошо, если руководством школы это как-то поощряется (не все же директора плохие, есть и хорошие). Таким образом, прежде чем протестовать, сначала разберитесь в ситуации . Может быть, детей на отработке летней практики будут даже кормить и развлекать, а вы лишите своего чада такой возможности.

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Составление сметы в Microsoft Excel
Правила приема в вузы мвд рф на обучение по очной форме
Какие экзамены нужно сдавать, чтобы поступить в мвд