Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сколько получает депутат в беларуси. Сравниваем, как заработки белорусских депутатов выглядят на фоне доходов их коллег из других стран

В пятницу, 6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло - это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно - не всегда известно. На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Мы посмотрели, публикуют ли другие страны данные о доходах депутатов, и спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, - сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). - Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликовать декларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич - 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец - 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова - почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник - 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская - 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк - почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак - 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Как обстоят дела с зарплатами депутатов в других странах?

Во многих странах к зарплатам парламентариев относятся не так трепетно. Например, журналисты украинского издания LIGA.net по своему запросу получили полный список зарплат депутатов Верховной рады за октябрь этого года. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук - 54 100 гривен (4800 белорусских рублей). Петру Порошенко за октябрь заплатили 31 600 гривен (2800 белорусских рублей), Юлии Тимошенко - 43 367 гривен (3847 белорусских рублей), лидеру группы «Океан Ельзи» Святославу Вакарчуку - 41 659 гривен (3695 белорусских рублей).

Некоторые государства и вовсе публикуют данные о зарплатах депутатов на сайтах своих парламентов. На сайте польского сейма сказано, что зарплата депутата сейчас равна 9 892,2 злотого до вычета налогов (примерно 5423 белорусских рубля). Еще четверть этой суммы в месяц (2473 злотых, или 1356 белорусских рублей) депутатам платят на покрытие расходов, связанных с парламентской деятельностью.

Есть такие данные и на сайте Европарламента. Зарплата у всех депутатов одинаковая и с 1 июля 2018 года составляет 8 757,7 евро до уплаты налогов. После всех обязательных выплат на руки депутат получает 6 824,9 евро. Еще есть компенсация общих расходов (4513 евро в месяц), транспортных расходов (исходя из потраченных сумм, но с ограничениями) и суточные на время проведения заседаний (320 евро в день).

Согласно информации на сайте немецкого бундестага, с 1 июля 2019 года депутаты получают 10 083,47 евро в месяц до вычета налогов, плюс 4340 евро на компенсацию расходов. А сайт парламента Великобритании сообщает, что с 1 апреля 2019 года годовой доход депутата составляет 79 468 фунтов до уплаты налогов (получается порядка 18,4 тысячи белорусских рублей в месяц).

Эксперт: «Если вы нанимаете человека починить розетку, вы решаете, сколько готовы заплатить за эту работу. Здесь такой же принцип»

Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, - это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, - комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании - это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, - говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, - это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, - объясняет Лев Львовский. - Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.

Тем временем, на сайте «палатки» уже появилась страничка депутата по Волковысскому избирательному округу № 48

6 декабря, вновь избранные депутаты парламента собрались на первое заседание. Для некоторых из них депутатское кресло - это в том числе возможность повысить уровень жизни: депутаты получают арендную квартиру, соцпакет и достаточно высокую зарплату. Правда, какую именно - не всегда известно.


На запрос FINANCE.TUT.BY в Палате представителей ответили, что эти сведения не подлежат распространению. Журналисты спросили у эксперта, должно ли общество знать, сколько зарабатывают народные избранники.

От чего зависит зарплата депутатов в Беларуси и сколько они зарабатывают?

Правила, по которым начисляются депутатские зарплаты, прописаны в Законе «О государственной службе». Конкретных цифр там нет, только общие принципы. Так, в законе сказано, что депутаты Палаты представителей получают ежемесячное денежное вознаграждение в размере зарплаты министра. Их зарплата складывается из должностного оклада, надбавок за класс госслужащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат (например, за ученую степень). Если депутат без уважительной причины не участвовал в заседаниях парламента, постоянных комиссий или других органов, ему могут урезать зарплату и компенсационные выплаты пропорционально пропущенному времени.

Каждый год депутаты обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе. Это также касается их супругов, несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников, которые проживают вместе с ними и ведут общее хозяйство. Однако узнать суммы из этих деклараций белорусы не могут.

Сведения, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, - сказано в ответе из Палаты представителей за подписью Валентины Ражанец (она была председателем постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации в депутатском корпусе шестого созыва). - Обращаем внимание, что, согласно Закону «Об информации, информатизации и защите информации», использование информации о частной жизни физического лица и персональных данных допускается только с письменного согласия физического лица, если иное не установлено законодательными актами.

В парламенте нам не сообщили даже среднюю зарплату депутатов без указания чьих-либо персональных данных.

Вместе с тем некоторые депутаты, входившие в предыдущий созыв парламента, участвовали в выборах в новый. Как и все кандидаты, они должны были опубликовать декларации о доходах за 2018 год. Например, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко задекларировал доход в 71,2 тысячи рублей (примерно 5,9 тысячи рублей в месяц), депутат Леонид Брич - 39,7 тысячи рублей (примерно 3,3 тысячи рублей в месяц), депутат Валентина Ражанец - 39,1 тысячи рублей, Ольга Петрашова - почти в 40 тысяч рублей, депутат Леонид Писаник - 45,8 тысячи рублей, депутат Ирина Рынейская - 39 тысяч рублей, депутат Игорь Марзалюк - почти в 63,1 тысячи рублей, депутат Людмила Макарина-Кибак - 60,2 тысячи рублей. Уточним, что в доходы может входить не только зарплата, но и в том числе поступления от продажи недвижимости, а также доходы от другой трудовой деятельности (в некоторых случаях депутатам разрешено подрабатывать).

Раскрытие зарплат чиновников и госслужащих, в том числе депутатов, - это хорошая, разумная идея, которая практикуется во многих развитых странах, - комментирует старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. - Государственные служащие работают на общество. Зарплату им платят из бюджета, который тоже формирует общество за счет своих налогов и сборов.

Эксперт убежден, что «поэтому важно, чтобы люди воспринимали правительство и бюджет как что-то, к чему они имеют самое непосредственное отношение».

По сути, это работники, которых жители страны нанимают за свои деньги. Не везде это устроено именно так. Например, есть страны, как Саудовская Аравия, где большая часть бюджета формируется за счет нефти и в меньшей степени зависима от людей. Но в Беларуси не ресурсная экономика, и наш бюджет пополняют в первую очередь люди. Поэтому в развитых странах с подобной системой раскрытию бюджета уделяется особенное внимание. Логика такая: это наши деньги, и хорошо бы нам понимать, на что они расходуются и хотим ли мы их расходовать именно так.

Лев Львовский подчеркивает, что раскрытие информации о доходах госслужащих нельзя охарактеризовать как «лезть в чужой карман», потому что «это не чужой карман».

Зарплата айтишника, бизнесмена, другого сотрудника частной компании - это дело конкретной частной компании. Но депутаты, работники министерств и государственных предприятий, пожарные, педагоги, врачи живут на наши деньги, поэтому обществу важно получать информацию об их зарплатах. Если вы, например, нанимаете человека убрать у вас в квартире или заменить розетку, вы решаете, готовы ли вы заплатить ему за эту работу именно столько. Здесь действует такой же принцип, - говорит Лев Львовский.

По мнению эксперта, одна из причин, по которым госслужащие могут противиться раскрытию доходов, - это то, что люди решат, будто они зарабатывают слишком много.

На самом деле мы примерно знаем уровень их доходов из других источников. И если сравнить их с другими странами, окажется, что наши чиновники зарабатывают не так много. Например, если мы возьмем зарплату конгрессмена в США и поделим ее на среднюю по стране, соотношение получится примерно таким же, как в Беларуси, - объясняет Лев Львовский. - Должны ли госслужащие получать такие зарплаты? Это как раз нужно решить обществу. Некоторые госслужащие, особенно те, кто принимает важные решения, должны получать достаточно много. Это необходимо в том числе для того, чтобы эти позиции были привлекательными для компетентных людей, которые иначе перейдут из управления государством в частный сектор. А какие-то госслужащие, возможно, могли бы получать и меньше.


Валерий Бороденя является членом Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Он также преподает в Белорусском государственном экономическом университете. Отец троих детей рассказал Onliner.by о суммах своего заработка.

- Сейчас зарплаты у депутатов колеблются в районе 15-18 миллионов, Есть надбавки за стаж, это 5% за каждые 10 лет, надбавки за ученую степень.

У меня где-то около 500 тысяч. Вот, в принципе, и все. Скажу сразу, что зарплаты не менялись вот уже как минимум два года, а то и больше. Зарплаты у депутатов никогда не были сверхвысокими. Раньше, конечно, было получше, но сейчас они упали, как и у всех в стране. Те депутаты, которые пришли из реального сектора, к примеру директора предприятий, они в зарплате потеряли.

По словам Валерия Анатольевича, до того, как стать депутатом, он работал на нескольких работах: был деканом Белорусского государственного экономического университета, проводил бизнес-тренинги и разрабатывал бизнес-планы на заказ. Работал очень интенсивно. Говорит, что с приходом в депутатское кресло уровень его доходов остался прежним.

- Сейчас прошлые подработки мне, как депутату, недоступны. Я могу иметь только творческие, научные или культурные подработки, - объясняет депутат. - Что я с успехом и делаю: за маленькие деньги работаю в БГЭУ на полставке. Так что по деньгам осталось практически то же самое. Но, конечно, выросла ответственность. Если, будучи деканом, я отчислял студента или кого-то увольнял - в общем, это были локальные решения. Сегодня, когда ты принимаешь законы в Овальном зале и голосуешь, то понимаешь, что здесь ответственность гораздо большая. И цена ошибки - очень высокая.

По словам Валерия Анатольевича, на эту зарплату прожить с семьей можно.

- Мы не бедствуем, но и не шикуем, - говорит депутат. - Иногда лично мне кажется, что уровень зарплаты депутатов невысокий. Но это ведь только мне. Людям, которые, к примеру, на заводе работают или коров доят, кажется, что это огромные деньги.

- Вы не думаете ставить вопрос о повышении заработков депутатам?

- У нас собрались достаточно серьезные люди с государственными позициями, - говорит Валерий Анатольевич. - Сейчас ситуация в экономике не самая лучшая, чтобы ставить такие вопросы. В белорусском парламенте этого не будет. Может быть, когда ситуация в стране будет лучшей, тогда и подумаем.

По словам Валерия Анатольевича, зарплата депутатов в Беларуси на фоне соседних стран выглядит скромно.

- В России суммы в два-три раза выше, - объясняет Валерий Анатольевич. - А вообще, знаете, зарплаты в стране у всех должны быть такими, чтобы люди не думали о корке хлеба.

Действующие депутаты, которые решили повторно баллотироваться в парламент, свои декларации о доходах за прошлый год. Например, председатель палаты представителей Владимир Андрейченко за 2018 год задекларировал доход в 72,1 тысячи рублей, а депутат Игорь Марзалюк — 63,1 тысячи рублей. сайт посмотрел, сколько зарабатывают депутаты в других странах.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В России в 2018 году средняя зарплата депутатов Госдумы после вычета налогов составила 347,4 тысячи российских рублей (11,1 тысячи белорусских). В ближайшие два года в России планируют увеличить расходы на финансирование Госдумы. Значительная часть дополнительных затрат пойдет на повышение зарплат парламентариев, чтобы их доходы выросли «до заработков кремлевских и правительственных чиновников».

Депутаты девятого созыва Верховной рады Украины в сентябре получили первую зарплату. Больше всех заработал первый вице-спикер Руслан Стефанчук — 59,3 тысячи гривен (4,9 тысячи белорусских рублей). Бывший президент, а ныне депутат Петр Порошенко за первый месяц в парламенте заработал 42 тысячи гривен (3,5 тысячи рублей), а лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук — 42,5 тысячи гривен (тоже примерно 3,5 тысячи рублей).

В Литве зарплата депутатов сейма рассчитывается следующим образом: базовая зарплата (132,5 евро) умножается на зарплатный коэффициент депутата. Он варьируется от 19,4 (обычный депутат) до 25,8 (докладчик сейма). Таким образом, депутаты литовского сейма получают от 2570 до 3418 евро (от 5,9 до 7,8 тысячи белорусских рублей).

В сейме Польши базовая зарплата депутата до уплаты налогов составляет 8017 злотых (4,3 тысячи белорусских рублей). Помимо этого, польские депутаты получают суточные на необходимые расходы для своей деятельности — 2473 злотых в месяц (1,3 тысячи белорусских рублей), эта сумма не облагается налогом. Со следующего года депутаты получат прибавку к зарплате в 600 злотых (323 рубля).

В Европарламенте депутаты после уплаты налогов получают на руки 6825 евро (15,6 тысячи белорусских рублей). Правда, в большинстве стран депутатам Европарламента нужно заплатить дополнительный налог, поэтому итоговая зарплата парламентария зависит от того, откуда он родом. Любопытно, что зарплата в «домашних» парламентах европейских стран может быть намного выше. Например, депутат бундестага в Германии в месяц зарабатывает 10 083 евро (23,1 тысячи белорусских рублей), плюс еще 4340 евро (9,9 тысячи белорусских рублей) денежного довольствия на расходы, связанные с парламентской деятельностью. А в Великобритании годовая зарплата депутата палаты общин составляет 79 468 фунтов в год. Это 6622 фунта в месяц (17,6 тысячи белорусских рублей).

Нам нужна помощь в сборе информации о декларациях о доходах и имуществе кандидатов в депутаты в парламент. Такую информацию окружные избиркомы размещают на стендах или в печатных СМИ. Просим присылать фотографии стендов и (или) газетных вырезок, присылать их на e-mail: [email protected] с пометкой «выборы». С нами также можно связаться через страничку в Facebook, в Twitter, во «ВКонтакте».

Около двадцати миллионов рублей в месяц, в то время как средние зарплаты врачей и учителей не дотягивают и до шести миллионов.

Naviny . by спросили у действующих парламентариев и экспертов, почему существует такой разрыв в доходах.

Депутаты получают в разы больше простых белорусов

За весь прошлый год депутат Палаты представителей пятого созыва Валерий Бороденя заработал чуть больше 339 млн неденоминированных рублей. В месяц его доход составлял около 28 млн неденоминированных рублей. Помимо парламента член постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам на полставки работает преподавателем в Белорусском государственном экономическом университете, где ежемесячно получает порядка 2 млн неденоминированных рублей.

Депутат признается, что «чистыми» получал около 17 млн неденоминированных рублей в месяц за свою работу в парламенте.

«Грязными» же парламентарии в прошлом году в среднем по 25 млн неденоминированных рублей в месяц. В тоже время номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по Беларуси за 2015 год составила 6,7 млн неденоминированных рублей. При этом в сфере образования, а также здравоохранения и предоставления социальных услуг она не превышала 5,5 млн неденоминированных рублей, что в разы меньше зарплаты депутата.

«Депутат должен получать столько, чтобы не думать о куске хлеба»

Валерий Бороденя не считает зарплаты парламентариев «неприличными». По его словам, они соответствуют уровню развития экономики в стране.

«Социальная и бюджетная сферы живут так, как работает экономика. Начнет экономика лучше работать, повысится существенно производительность труда, сможем увеличить зарплату в этих сферах, в том числе зарплату чиновников» , - отмечает депутат.

При этом он считает, что заработок депутата не должен равняться средней по стране зарплате. В противном случае, по его словам, «народные избранники» будут заниматься популизмом, мелким лоббированием, протаскиванием своих интересов и так далее.

«Депутат должен получать достаточно, чтобы достойно представлять свою страну, свой народ и иметь возможность не думать о куске хлеба» , - полагает депутат.

Его коллега, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Добрынина считает, что зарплата депутата должна быть на уровне руководителя успешного предприятия.

«Депутат - это тоже своего рода руководитель. Он представляет свой округ, в котором работает свыше 60 тысяч избирателей. Он должен решать вопросы, касающиеся развития округа, проблемы избирателей. И к тому же заниматься законодательной деятельностью» , - отмечает Людмила Добрынина.

Три закона за четыре года

Стоит отметить, за четыре года депутаты Палаты представителей пятого созыва использовали свое право на внесение законов только три раза.

«Мною инициировано ровно столько законов, сколько было предложено моими избирателями на встречах, которых я провел огромное количество, и на личных приемах. Был инициирован один [законопроект] о декриминализации экономических правонарушений, но я не смог его продавить. Я включил его пунктом в свою предвыборную программу и буду заниматься дальше» , - парирует Валерий Бороденя, который баллотируется в парламент повторно.

Людмила Добрынина обращает внимание на то, что работа депутатов Палаты представителей пятого созыва в первую очередь была направлена на совершенствование действующего законодательства.

«Новый [закон] разработать, это еще не значит, что всё пойдет четко. Когда же закон пройдет определенный этап своего применения на практике, то тогда очень важно его совершенствовать. Чем мы и занимаемся. То есть, сегодня важно не только инициировать законы, но и заниматься их совершенствованием в различных отраслях» , - отмечает депутат.

Пустое место

Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич считает нынешний белорусский парламент пустым местом, где депутаты ни на что не влияют и только молча подымают руки, поэтому их высокие зарплаты вызывают у него возмущение.

«Если бы у нас был нормальный парламент, то зарплата депутата должна была бы быть действительно немалой, ведь депутат - это государственный человек, который принимает законы, по которым живет вся страна. Его политическая ответственность очень высокая, и этой ответственности должна соответствовать зарплата. В Беларуси, когда Палата представителей ни на что не влияет, разрыв между средней зарплатой по стране и зарплатой людей, с молчаливого согласия которых страна оказалась в политическом, социальном и историческом тупике, кроме возмущения, ничего не вызывает» , - говорит политолог.

Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук объясняет высокие зарплаты депутатов психологическими и анатомическими рисками для их здоровья.

«У нас же депутаты считают, что их служба и опасна, и трудна. Давить на кнопки по указке сверху - это очень серьезный психологический удар. И за четыре года организм, очевидно, так истощается, что они требуют для себя определенной компенсации, поэтому у них такие зарплаты» , - шутит экономист.

Если серьезно, то, по его словам, высокие зарплаты депутатов - это покупка их лояльности.

«Это превращение Палаты представителей в департамент по утверждению законодательных инициатив Администрации президента. За игру в поддавки для них и предусмотрен такой бонус» , - отмечает Ярослав Романчук.

Будь его воля, он бы привязал зарплату депутатов к средней зарплате предпринимателя.

«Тогда бы они рвали землю, чтобы создать в стране благополучный деловой климат» , - считает экономист.

Сколько зарабатывают депутаты в других странах?

Начнем с нашей «братской» России. Ежемесячные доходы депутатов Госдумы составляют 450 тысяч российских рублей (в районе 7 тысяч долларов) при средней зарплате по стране в 30-32 тысячи рублей.

При этом российским слугам народа полагается ряд приятных «плюшек» в виде льгот: бесплатное пользование воздушным, железнодорожным и морским транспортом, бесплатный проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси, внеочередное приобретение билетов, оплата международных командировок, улучшенные условия проживания в служебных помещениях, использование служебного транспорта и залов для официальных лиц, отдельный номер в гостинице, обеспечение жильем на территории Москвы, возмещение расходов по обеспечению деятельности депутата, обязательное государственное страхование, санаторно-курортное лечение, дипломатический паспорт, доплата к пенсии и т.д.

По другую сторону океана - в США - заработок парламентариев в фактическом выражении еще выше. Члены конгресса получают более 174 тысяч долларов в год. Однако при этом средняя зарплата по стране - около 45 тысяч долларов. Таким образом, конгрессмен получает примерно в 4 раза больше, чем обычный гражданин, в России же - 15-кратное превосходство.

Что касается западной Европы, то тут цифры следующие: депутат Европарламента получает 85 тысяч евро в год, член Палаты общин парламента Великобритании - 57 тысяч фунтов в год, депутат парламента Франции - 7100 евро в месяц, член Нижней палаты законодательного собрания Испании - 70 тыс. евро в год.

В странах восточной Европы и государствах, граничащих с Беларусью, доходы избранников народа таковы: член хорватского Сабора - 2300 долларов в месяц, член Сейма Литвы - 2200 долларов в месяц, депутат польского Сейма - около 2400 евро.

Ну, и для полноты картины приведем доходы парламентариев в Азии. В далекой Японии ежемесячная зарплата слуги народа составляет примерно 11,7 тысячи долларов в месяц.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Порядок продажи квартиры с несовершеннолетними детьми
Курсовая работа учет денежных средств и денежных документов
Октмо в платежном поручении (нюансы)