Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое монтажные работы определение. Что входит в строительно-монтажные работы

Капитальное строительство невозможно представить без строительно-монтажных работ. Причем объектом проведения строительства и монтажа могут быть не только строительные металлоконструкции, но также: фундаменты и опоры, стены и крыша, оконные и дверные блоки, технологическое оборудование, инженерные системы.

Виды строительно-монтажных работ всегда выполняются с учётом конкретного участка работ объекта возведения. От эффективности проведения строительства и монтажа зависит результат проекта. Поэтому виды строительно-монтажных работ предлагаются исполнителем и перечисляются в техническом задании (ТЗ) заказчика. В данной публикации мы рассмотрим основные виды строительно-монтажных работ, необходимые для возведения зданий и сооружений из ЛМК.

Строительно-монтажные работы — это общее название всех работ в строительстве.

  • Строительные работы, обычно, называются общестроительными и связаны с возведением строительных конструкций, зданий и сооружений.
  • Монтажные работы выполняются с использованием готовых металлоконструкций, их элементов, соединений и монтажных деталей.

Виды строительно-монтажных работ могут быть совмещенными, а могут выполняться по отдельности. Так как наша компания является производителем, проектировщиком и строителем, мы предлагаем своим клиентам любые виды строительно-монтажных работ в комплексном обслуживании «под ключ». Об особенностях этой формы обслуживания, а также о преимуществах услуги «под ключ» читайте на этом сайте. Необходимо понять главное, что обслуживание «под ключ» — это удобное и экономичное сотрудничество, при оптимальном соотношении цены и качества. По всем вопросам услуги «под ключ» обращайтесь к менеджерам компании по телефону или письменно!

Перечислим основные виды строительно-монтажных работ:

  • Земляные работы включают рытье котлованов, ям, траншей для устройства фундаментов. В земляные работы вошли строительство и монтаж подвалов, подземных коммуникаций, транспортирование грунта, с учетом погрузки, вывоза, выгрузки, планировка площадей, вскрышные работы, устройство насыпи, уплотнение грунта.
  • Свайные работы включают в себя устройство свайных фундаментов, забивку свай или погружение свай.
  • Каменные работы касаются возведения стен, опор, сводов, столбов, крупных бетонных блоков.
  • Бетонные и железобетонные работы соотносятся с производством бетона и бетонного раствора, его перевозкой, укладкой, опалубкой, уходом за бетоном, с учетом времени года и создания условий для его твердения.
  • Монолитные работы, применяются при устройстве опалубки и армировании монолитных участков.
  • Строительные работы связаны со всеми, в том числе с общими и особыми видами строительства.
  • Плотничные и столярные работы — это установка стропил, окон, дверей, настилка паркета.
  • Кровельные работы заключаются в покрытии кровли, устройстве чердачных крыш и т.д.
  • Отделочные работы связаны с оштукатуриванием, облицовкой, оклейкой обоями стен зданий, устройством промышленных бетонных полов.
  • Монтажные работы начинаются с доставки металлоконструкций к рабочему месту, их точной установки, выверки и закреплении.

Существуют еще специальные работы, которые включены в виды строительно-монтажных работ, к которым относятся строительство и монтаж инженерных коммуникаций, прокладка силовых, телефонных проводов, установка санитарного, складского, технического, грузоподъемного оборудования, а также антикоррозийное и огнезащитное защитное покрытие металлоконструкций.

Все перечисленные виды строительно-монтажных работ включены в облуживание «под ключ», на котором заказчик может сэкономить до 40% строительного бюджета. По всем вопросам сотрудничества обращайтесь по телефону 209-09-40! Будем рады вас слышать!

Говоря о строительстве зданий, дорог и ремонте объектов, мы имеем в виду проведение целого комплекса мероприятий и действий, которые приводят к желаемому результату, а именно к новой постройке или отремонтированной дороге. Строительно-монтажные работы (далее СМР) являются как раз той основной частью сферы строительства, без которой невозможно ни производство капитального ремонта помещений, ни возведение новых построек.

Расшифровка СМР

Под довольно обширным определением понимают многообразие работ, которые отличаются друг от друга направленностью действия и средствами исполнения. Если дать общее определение понятию, то расшифровка СМР будет выглядеть так - это комплекс действий по строительству новых объектов (зданий, сооружений), ремонту и реконструкции их, а также монтажу и установке оборудования. Всеми работ просто не может заниматься одна компания, так как масштабность поставленных задач для нее будет просто огромна. Поэтому на строительном рынке существуют организации, деятельность которых имеет более узкую специализацию. К примеру, есть компании, занимающиеся только строительством и ремонтом дорог, или фирмы, строящие промышленные объекты.

Виды СМР

Выделяют несколько основных видов таких работ:

  • общестроительные;
  • транспортные и погрузочно-разгрузочные (доставка материалов, приспособлений и техники);
  • специальные (с особым видом материалов).

Самой разнообразной является общестроительная деятельность. Она состоит из:

  • земляных (рытье ям, траншей, котлованов), свайных (забивка, устройство свайных фундаментов) и каменных работ (возведение стен, кладка камня и др.);
  • кровельных (устройство чердачных помещений, крыши), штукатурных (окраска, оклейка) и изоляционных;
  • устройства полов, и коммуникаций;
  • работ по монтажу деревянных, бетонных и железобетонных, легких ограждающих конструкций;
  • обустройства территории;
  • работ по монтажу технологического оборудования;
  • и др.

Чтобы окончательно разобраться, что такое расшифровка СМР, нужно понять, что включают в себя все виды вышеперечисленных работ.

Особенности строительно-монтажных работ

Каждая сфера деятельности имеет ряд особенностей и нюансов. Для СМР самым важным критерием является качество, которое полностью зависит от профессионализма работников, грамотной организации процесса и взаимодействия звеньев системы между собой. В начале работ большое значение имеют поставленные цели и задачи, планирование и контроль, а конечным результатом - грамотное и качественное производство СМР. Ведь именно от этого зависит безопасность людей.

На получение желаемого результата большое влияние оказывают правильная подготовка и организация процесса. Допущение ошибок или просчетов может дорого обойтись компании-подрядчику в прямом и переносном смыслах этого слова. Исправление дефектов в строительстве может стоить человеческой жизни. Плюс ко всему прочему, это всегда довольно дорогостоящее мероприятие. Также следует понимать, что при расчете СМР не допускается использование непроверенных или некачественных материалов, а также необоснованной экономии на обязательных статьях расходов. Для того чтобы учесть все особенности строительства, необходимо проводить все работы поэтапно.

Порядок проведения

Расшифровка СМР включат в себя грамотное и последовательное выполнение всех этапов строительной деятельности.

К примеру, перед возведением новых объектов в первую очередь необходимо произвести геологические исследования почвы участка. Возможно, что перед началом строительства понадобится осушить болото или провести дренажные работы, чтобы избежать затопления.

После можно приступать к нанесению контура фундамента. Обычно это делают при помощи проволоки, деревянных колышков и веревки. Далее нужно вырыть траншею для закладки фундамента будущего здания. После можно переходить к возведению стен. Если планируется деревянная постройка, то следует четко придерживаться составленного проекта. Для стен из камня есть свои правила - например, выкладывание камня строго горизонтально, перевязка швов и заливка раствором.

После этого выкладываются чердачные перекрытия, монтируются окна, мансарды и стропила, все зависит от количества этажей здания и сложности постройки. Далее закрываются фронты крыш и укладывается кровельный материал. Следующим этапом становится проведение отделочных работ (внешних и внутренних), затем монтаж оборудования (сантехники, системы отопления и т. д.)

Объем СМР во многом зависит от поставленных задач. К примеру, непосредственно возведением объекта может заниматься одна компания, а доверяют другой организации или делают самостоятельно.

Организация производства СМР

В процессе возведения зданий и сооружений обязательно участвуют различные субъекты: проектировщики, изыскатели, поставщики оборудования и заказчики. Чтобы процесс производства СМР был планомерным, особое внимание стоит уделить организации работ.

Все вопросы по технологии строительства лучше уточнять у представителей строительно-монтажных организаций и специализированных трестов, которые готовят проекты.

Обычно проект содержит календарный план работ, генеральный план строительства, по которому рассчитываются сроки производства работ исполнителей и показаны все объемы СМР. Кроме того, в данном документе указываются месторасположение возводимого здания и стройплощадок, схемы водо- и энергоснабжения, а также количество используемых материалов, изделий и строительных машин. Для сложных построек применяют технологические карты, в которых прописываются специальные требования по технике безопасности, основные этапы, технологии строительства и т. д.

Организация производства СМР очень важна, ведь именно от нее зависит, в каком ритме будут проводиться монтажные, столярные и другие виды работ.

Что такое сметная стоимость?

Уровень качества проводимых строительных мероприятий во многом зависит от суммы выделенного бюджета на строительство. Поэтому такое понятие, как "сметная стоимость СМР" играет решающую роль в рабочем процессе. Она является официальным подтверждением финансирования проекта. В ней отражены все окончательные цифры.

Расчет СМР

Работы достаточно легко посчитать. Нужно сложить все прямые затраты (стоимость материалов, з/п рабочих и т. д.), накладные расходы (административно-хозяйственные и др.) и плановые накопления. Последнюю составляющую иначе называют сметной или нормативной прибылью строительной организации.

Строительно-монтажные работы являются самым важным этапом строительства. Только при грамотном и квалифицированном планировании и организации производства СМР можно достичь желаемого результата с минимальными затратами сил, денег и времени.


К атегория:

Краны-трубоукладчики



-

Основные виды строительно-монтажных работ и методы их выполнения


Общие сведения. Основными видами строительно-монтажных работ при сооружении линейной части магистральных трубопроводов являются подготовительные, погрузочно-разгрузочные и транспортные, сварочно-монтажные, земляные, изоляционно-укладочные и балластировочные работы, а также строительство переходов через естественные и искусственные препятствия, очистка полости и испытание трубопроводов. Эти виды работ выполняют механизированными способами.

Основными механизмами для выполнения линейных строительно-монтажных работ, за исключением подготовительных работ, являются трубоукладчики.
Подготовительные работы на трассе строящегося трубопровода выполняют заблаговременно со значительным опережением других видов строительно-монтажных работ.

В состав подготовительных входят следующие работы: восстановление и закрепление геодезических знаков; расчистка строительной полосы от леса и кустарника; планировка полосы; устройство временных дорог и подъездов к трассе; устройство водоотводных сооружений для осушения строительной полосы.

При строительстве трубопроводов в горных условиях в состав подготовительных работ входят также удаление нависших камней и скал, проведение защитных противообвальных и противооползневых мероприятий, вскрышные работы, устройство «полок», срезка крутых склонов, установка средств якорения машин, устройство подъездов к трассе трубопровода в местах расположения «полок», тоннелей, монтажных площадок, устройство водопропускных сооружений и другие работы.

В зимнее время, кроме того, проводят мероприятия по обеспечению минимального (в зоне рытья траншеи) или максимального {в зоне проезда механизмов) промерзания грунта, строительство зимних дорог и ледовых переправ через реки и водотоки.

Подготовительные работы начинают с восстановления и закрепления геодезических знаков, определяющих положение оси трубопровода и временных сооружений. Это необходимо для переноса на местность с технического проекта размеров ширины строительной полосы, места расположений запорной арматуры и т. п., а также для производства разбивочных работ. Геодезические знаки закрепляют выносными столбами или кольями, которые располагают вне строительной полосы с целью их сохранения на весь период строительства.

После восстановления и закрепления геодезических знаков на залесенных участках приступают к расчистке строительной полосы, которая включает в себя следующие операции: валку деревьев и обрубку сучьев, формирование воза и трелевку хлыстов к штабелям, раскряжевку, подборку сучьев, корчевку пней, засыпку ям и планировку неровностей. К расчистке строительной полосы приступают после получения лесорубочного билета (ордера). Работы по расчистке от леса выполняют комплексные бригады. Деревья валят бензиномоторными пилами или лесоповалочными машинами, пни корчуют корчевателями, а засыпают ямы и планируют местность бульдозерами. Расчищают строительную полосу от кустарника и мелколесья бульдозерами, кусторезами и валочно-пакетирующими машинами.

Временные дороги сооружают для проезда строительных машин и автотранспорта при строительстве магистральных трубопроводов на болотах, заболоченных участках, на мелкодисперсных, сильно увлажненных грунтах и на участках с вечномерзлыми и просадочными грунтами.

Основные конструкции временных дорог - лежневые и зимние. Лежневые дороги представляют собой настил из бревен диаметром 14…20 см, который уложен на продольные бревна (лежни) диаметром 18…25 см и длиной 6…8 м, размещенные на расстоянии 1… 1,5 м одно от другого. По краям проезжей части укладывают прижимные бревна, которые скрепляют с лежнями проволочной скруткой. Сверху на настил насыпают слой торфа толщиной 5…10 см и дренирующий грунт толщиной не менее 20 см. Слой насыпанного торфа и грунта защищает бревенчатый настил от разрушения гусеницами тракторов.

Зимние дороги устраивают вдоль трассы в первые зимние месяцы с наступлением морозов. Зимняя дорога представляет собой расчищенную от лесной растительности и выровненную полосу с уплотненным снежным покровом и намороженным ледяным покрытием. При пересечении зимними дорогами рек и водотоков устраивают ледовые переправы.

Временные дороги строят специализированные бригады, оснащенные бульдозерами, автомобильными кранами, одноковшовыми экскаваторами, бортовыми автомобилями, автосамосвалами, автогрейдерами, катками и поливомоечными машинами.

Для отвода поверхностных вод от строительной полосы на обводненных участках трассы и понижения уровня грунтовых вод отрывают продольные канавы, к которым в зависимости от степени обводненности местности и притока грунтовых вод прокладывают поперечные водоотводные канавы для сброса вод в нижележащие водоприемники (реки, озера). При сложном рельефе местности на участках со значительными склонами устраивают нагорные канавы. Водоотводные и нагорные канавы обычно отрывают трапецеидального профиля глубиной 0,8…1,2 м (после осадки грунта) в зависимости от интенсивности притока вод и шириной по дну до 0,5 м.

На пересечениях прокладываемых трубопроводов с дорогами, ручьями, небольшими речками, оросительными каналами устраивают водопропускные сооружения в виде железобетонных лотков или труб.

Для осушения дна траншей при небольшом притоке грунтовых вод применяют открытый водоотлив, т. е. воду откачивают самоходными водоотливными установками непосредственно перед укладкой трубопровода в траншею и его засыпкой.

Планируют строительную полосу для беспрепятственного передвижения строительной техники и автотранспорта. При планировании выравнивают микрорельеф, срезают продольные и поперечные уклоны, подсыпают низинные места. Планировку микрорельефа производят на строительной полосе в зоне рытья траншеи роторными траншейными экскаваторами. Это необходимо для выравнивания дна траншеи и устранения дополнительных напряжений в трубопроводе, поскольку дно траншеи, отрытой роторным траншейным экскаватором, копирует рельеф поверхности. Микрорельеф планируют бульдозерами 2 (см. рис. 1) продольными проходами вдоль оси строительной полосы.

Планировка строительной полосы в условиях сильно пересеченной местности включает в себя срезку продольных и поперечных уклонов, а также подсыпку низинных мест. При этом грунт, срезанный с местных возвышений, перемещают в случае надобности в пониженные места. Глубокие низины при нехватке срезаемого грунта подсыпают грунтом, разрабатываемым из бокового резерва.

На косогорах с поперечной крутизной склонов более 8° для возможности производства строительных работ и прохода строительной техники устраивают рабочую полосу («полку»), ширина которой зависит от поперечных размеров трубоукладчиков как наиболее габаритных из строительных машин и диаметра трубопровода, но не менее 8 м, включая и насыпную часть. При устройстве «полок» грунт разрабатывают бульдозерами и одноковшовыми экскаваторами. Скальные грунты предварительно рыхлят взрывным способом.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. После подготовки трассы к строительству и сооружения временных дорог приступают к перевозке труб и строительных материалов с пунктов их поступления на трубосварочные базы, строительные площадки, временные склады и к местам производства работ.
Трубы, поступающие на железнодорожную станцию, при разгрузке складируют на перевалочном складе, в штабеля или же грузят непосредственно на трубовозы.

Трубы укладывают в штабеля высотой не более 8 м на спланированной горизонтальной площадке. Нижний ряд труб располагают на подкладках из круглого леса диаметром не менее 200 мм. На концах подкладок делают упоры, чтобы трубы не раскатывались.

Из вагонов трубы разгружают автомобильными кранами в штабеляЭтими же кранами трубы из штабелей грузят на трубовозы для перевозки на трубосварочные базы. Для транспортирования труб используют трубовозы на базе автомобилей повышенной проходимости.

На трубосварочных базах трубы разгружают с трубовозов трубоукладчиками, которые за один прием берут одну или несколько труб в зависимости от массы труб и грузоподъемности трубоукладчика.

В северных районах страны трубы и другие строительные материалы доставляют к месту строительства водным путем - на грузовых теплоходах, речных баржах, сухогрузных баржах-площадках, а также на палубных баржах из универсальных понтонов. Для разгрузки труб и грузов строят специальные пристани. Разгружают трубы и грузы с помощью плавучих кранов, автомобильных кранов или трубоукладчиками.

Сварочно-монтажные работы. На строительстве магистральных трубопроводов применяют базовую схему производства сварочно-монтажных работ. По этой схеме поступающие на трубосварочные базы трубы длиной от 10,5 до 12 м разгружают трубоукладчиком и подвергают укрупнительной сборке на механизированных линиях.

Трубосварочная база состоит из сборочного стеллажа с центровочными кондукторами и внутренними центраторами, сварочного стенда с вращателем и сварочного оборудования. На этих установках трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, которые затем вывозят на трассу плетевозами, и раскладывают трубоукладчиками вдоль будущей траншеи для сварки в непрерывную нитку трубопровода.

На трассе трубные секции сваривают между собой в основном ручной дуговой сваркой. Электрический ток для сварки на трассе вырабатывает сварочный генератор.

Сварку на трассе ведут двумя методами: элементарным и поточным.

При первом методе бригада сварщиков делится на два звена: одно из них сваривает первый (корневой) слой, другое - последующие. Указанный метод применяют чаще всего на строительстве трубопроводов диаметром до 530 мм.

Поточный метод используют при прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020…1420 мм. Этот метод сварки подразделяют на поточно-групповой к поточно-расчлененный. При использовании поточно-группового метода строительно-монтажные работы выполняет бригада, звенья которой разгружают и подготовляют к сборке секции труб; осуществляют подогрев и сварку первого и второго швов, а также заполняющих и облицовочных слоев. Поточно-расчлененный метод обеспечивает дальнейшее расчленение-процесса сварки стыков труб на отдельные технологические операции. Каждое звено ведет сварку одного (определенного) участка каждого стыка. При поточно-расчлененном методе бригада комплектуется из звеньев: выгрузки секций труб и раскладки по трассе; подготовки их к сварке и предварительного подогрева; сборки, выполняемой вместе со сваркой корневого слоя; горячего прохода;, сварки заполняющих и облицовочных слоев.

Бригада, выполняющая сварочно-монтажные работы на трассе, оснащена трубоукладчиками, бульдозерами, сварочными установками, внутренним центратором, пропановым подогревателем, клещевыми захватами, газорежущей машинкой.

При сварке трубопровода большое внимание уделяют контролю-качества сварочно-монтажных работ, который состоит из периодической проверки состояния и качества сварочных материалов; систематического пооперационного контроля в процессе сборки » сварки труб в секции на трубосварочной базе и сварки секций в нитку трубопровода на трассе; внешнего осмотра и измерения геометрических параметров сварных стыков и подготовки их поверхности к контролю физическими методами дефектоскопии; периодической проверки квалификации сварщиков; контроля качества сварных соединений физическими методами дефектоскопии.

Для контроля сварных стыков широко используют неразрушаю-щие методы контроля путем просвечивания швов гамма-лучами. Пучок гамма-лучей, пронизывая контролируемый стык, позволяет обнаружить скрытые дефекты (например, трещины, непровары, газовые поры, шлаковые включения).. В последнее время на трассе начали применять для контроля стыков рентгеновские лучи. При проверке качества сварной стык труб подвергается просвечиванию по всей окружности. Внутреннее состояние сварного стыка при просвечивании фотографируется на светочувствительную пленку и, если в стыке есть дефекты, они отображаются на пленке. Все сварные стыки, забракованные по результатам контроля, вырезают и ремонтируют в соответствии с требованиями Строительных норм к правил (СНиП Ш-42-80).

Сварочно-монтажные работы выполняют с помощью трубоукладчиков. Трубоукладчики на трубосварочной базе перегружают-трубы с трубовоза на сборочно-сварочную линию или укладывают их в штабеля, сваренные секции труб снимают со сварочного стенда и грузят на плетевоз или укладывают в штабеля. Кроме того они участвуют во всех операциях по подъему, поддержанию и перемещению труб при правке и зачистке их концов.

После сварки двух- и трехтрубные секции грузят трубоукладчиками на плетевоз методом натаскивания. При этом трубоукладчик совершает объезд плетевоза по контуру его прицепа.

На трассе трубоукладчики участвуют в сборке и сварке неповоротных стыков: поднимают (одним или двумя трубоукладчиками) секцию и нитку трубопровода и, поддерживая ее, создают условия для стыковки, центровки и сварки последующей секции сосваренной ранее ниткой трубопровода. Причем при выполнении этих операций требуется особенно точная работа машиниста трубоукладчика. После приварки очередной секции трубоукладчик укладывает ее вдоль траншеи на землю на деревянные лежки.

При сварке захлестов, вварке запорной арматуры или катушек трубоукладчик выполняет те же операции, что и при сварке неповоротных стыков на трассе, только требуются особенно точные движения грузового крюка и стрелы.

Земляные работы -рытье и засыпка траншей, рекультивация плодородных земель и др. Траншеи под трубопроводы роют в основном роторными траншейными экскаваторами (см. рис. 1). Только на криволинейных участках трассы радиусом 50…60 м при работе в мягких неустойчивых грунтах, а также с включением валунов и обломков горных пород траншеи разрабатывают одноковшовыми экскаваторами с ковшами вместимостью 0,5…1,6 м3. Мерзлые и скальные грунты предварительно рыхлят взрывом или механическим способом с помощью мощных бульдозеров-рыхлителей. Во влажных и заболоченных грунтах траншеи роют одноковшовыми экскаваторами болотной модификации или обычными экскаваторами с использованием переносных настилов, а также специальными плавающими болотными экскаваторами.

Засыпают траншеи бульдозерами или траншеезасыпателями непосредственно после укладки трубопровода. После засыпки и уплотнения грунта толщина его слоя над трубопроводом должна быть не менее 0,8 м.

При прокладке трубопровода по плодородным землям производят их рекультивацию: снимают плодородный слой до начала строительства, хранят его в отвалах и возвращают на место по окончании строительства. В песчано-пустынных районах после окончания работ прилегающую к трубопроводу полосу закрепляют посадкой засухоустойчивых растений.

При наземной прокладке трубопроводов комплекс земляных работ состоит из устройства оснований под него из хорошо дренирующих маловлажных грунтов (галечниковых, гравелкстых и песчаных пород), обвалования основания и сооружения водоотводных и противопожарных канав.

Если трубопровод прокладывают на свайных опорах (как правило, на вечномерзлых грунтах), заранее бурят скважины и устанавливают свайные опоры. Технология этих работ и типы механизмов назначают в зависимости от структуры и температурного режима вечномерзлых грунтов.

Изоляционно-укладочные работы (очистка наружной поверхности трубопровода от грязи, ржавчины, окалины, нанесение на нее грунтовки и изоляционного покрытия; контроль качества покрытия; укладка трубопровода в траншею) выполняет механизированная колонна, оснащенная специализированными машинами: группой трубоукладчиков И, одной трубоочистной и одной трубоизоляционной машинами.

Изоляционно-укладочные работы выполняют тремя способами: совмещенным, раздельным и с укладкой заранее изолированных труб.

Совмещенный способ применяют при прокладке трубопроводов на равнинной местности в плотных грунтах, на заболоченных участках трассы без глубоких болот и трясин, а также на пересеченной местности с уклоном или подъемом до 3%. При этом способе очистку наружной поверхности трубопровода, нанесение грунтовки и изоляционного покрытия, а также укладку трубопровода в траншею выполняют одновременно - непосредственно на трассе в едином технологическом потоке.

Раздельный способ применяют при прокладке трубопроводов в грунтах со слабой несущей способностью. В этом случае трубоукладчики, поддерживающие на весу трубопровод, из-за возможности обрушения стенок траншеи перемещаются на значительном удалении от бровки траншеи. Раздельный способ используют также при прокладке трубопроводов на местности с большими уклонами, заболоченных и обводненных участках трассы и т. п. При раздельном способе работы по очистке и изоляции наружной поверхности трубопровода выполняют так же, как при совмещенном: способе,- непосредственно на трассе, но при этом они технологически отделены от работ по укладке трубопровода в траншею. В этом случае после очистки и изоляции трубопровод сначала опускают трубоукладчиками на деревянные лежки, установленные на берме траншей, а затем при повторном проходе трубоукладчиков-в траншею.

При сооружении трубопроводов из труб с нанесенной на них заранее изоляцией очистку и изоляцию труб осуществляют на полустационарных или стационарных базах. При этом перед изоляцией трубы сваривают в секции длиной 24…36 м, затем их изолируют и перевозят на трассу. На трассе секции сваривают между собой в-сплошную нитку, которую укладывают на деревянные лежки параллельно оси траншеи. После этого бригада изоляционно-укладочной колонны восстанавливает поврежденную изоляцию, очищает места сваренных стыков, наносит на них грунтовку и изоляционное покрытие, а затем трубопровод опускают трубоукладчиками в траншею, так же как при раздельном способе укладки.

Для защиты наружной поверхности трубопроводов от коррозии применяют битумно-резиновые мастики или полимерные (полиэтиленовые и поливинилхлоридные) пленочные покрытия. Битумно-резиновую мастику по мере нанесения на трубопровод армируют нетканым стекловолокнистым холстом, который наносят с нахлесткой 20…25 мм.

При прокладке трубопроводов в каменистых и скальных грунтах, на «горячих» участках, где будет транспортироваться продукт температурой выше 55° С, на переходах через автомобильные и железные дороги, а также через водные акватории битумно-резиновые мастики и полимерные пленочные покрытия защищают оберточным материалом для предохранения их от механических повреждений.

Оберточный материал наносят на изолируемую поверхность в один или два слоя с нахлесткой 3.. .4 см непосредственно за нанесением антикоррозионного покрытия.

Битумно-резиновой мастикой поверхность труб обливают с помощью трубоизоляционных машин. Приготовляют мастику в битумоплавильных котлах, установленных на строительных площадках вблизи базирования колонны. Готовую мастику от котлов к трубоизоляционным машинам доставляют битумовозами на шасси автомобилей.

Полимерные ленты наносят трубоизоляционными машинами, а также комбинированными машинами, которые одновременно очищают трубопровод и изолируют его полимерными лентами.

Основными машинами при производстве изоляционно-укладочных работ являются трубоукладчики. Число трубоукладчиков в колонне и их мощность устанавливают в зависимости от диаметра и толщины стенок труб, рельефа местности и характера грунтов.

Трубоукладчики при производстве изоляционно-укладочных работ выполняют следующие операции: поднимают трубопровод с бровки траншеи на высоту 0,8… 1,8 м и поддерживают его с установленными на нем трубоочистной и трубоизоляционной машинами. При выполнении этих операций трубоукладчики одновременно двигаются вдоль строящегося трубопровода, манипулируют стрелами с различным вылетом, смещают изолируемый трубопровод с бровки к оси траншеи, окончательно совмещают ось трубопровода с осью траншеи и опускают трубопровод в траншею.

При ведении изоляционно-укладочных работ осуществляют пооперационный контроль качества очистки, грунтовки, изоляции и укладки трубопровода в траншею. Для контроля качества очистки и изоляции используют приборы, с помощью которых проверяют чистоту очистки, сплошность изоляции и ее прилипаемость (адгезию) к поверхности трубопровода. Качество укладки трубопровода проверяют визуально.

Балластировочные работы. Трубопроводы больших диаметров, проложенные на обводненных участках, болотах или в поймах, обладают плавучестью. Для придания трубопроводу отрицательной плавучести его пригружают железобетонными (рис. 118, а) или чугунными утяжелителями массой по 4 т либо прикрепляют к дну траншеи анкерами (рис. 118, б). Балластировку анкерами применяют з том случае, если несущая часть анкера может быть погружена в минеральный грунт.

Строительство переходов. Трубопроводы пересекают различные естественные и искусственные препятствия (например, железные и автомобильные дороги, овраги, реки). В зависимости от вида препятствий переходы трубопроводов подразделяют на подземные и подводные.

К подземным относятся переходы трубопроводов, сооружаемые л од автомобильными и железными дорогами. Эти переходы строят в основном бестраншейным способом, т. е. без вскрытия земляного полотна и верхнего покрытия или строений дороги и поэтому без остановки движения по дороге. При пересечении дорог трубопроводы укладывают в защитных кожухах. Для прокладки кожухов применяют установки горизонтального бурения.

При пересечении больших рек и озер переходы осуществляют преимущественно под водой (дюкеры). Работы по обустройству переходов через водные преграды выполняют по индивидуальным проектным решениям. При строительстве переходов на судоходных, сплавных путях и водохранилищах проект производства работ согласовывают с судоходной инспекцией, с организацией, ведущей сплав леса, или с бассейновыми управлениями.

Рис. 118. Балластирование трубопровода:
а - утяжелителями, б - анкерами; 1 - трубопровод, 2 - утяжелитель, 3 - силовой пояс, 4 - фу-теровочный мат, 5 - анкерная тяга, 6 - анкер

Строительство подводных переходов состоит из следующих операций: подготовительных работ; сварки, гидравлического испытания, изоляции и футеровки трубопроводов; разработки береговых и подводных траншей; устройства спусковой дорожки при укладке способом протаскивания; балластировки трубопроводов; укладки трубопроводов в траншею; вторичного испытания; засыпки траншей; берегоукрепительных работ.

Строят подводные переходы специализированные подразделения.

В состав подготовительных работ входят: проверка гидрогеологических и криологических условий (если строительство ведут в зимний период), промер глубин для уточнения фактического профиля дна в створе перехода и соответствия его проекту.

Сварочные и изоляционные работы ведут теми же способами, что и для линейной части трубопровода. В качестве изоляционного покрытия используют полимерные ленты, которые от механических повреждений защищают оберточным материалом и футеровкой из деревянных реек.

Подводные траншеи разрабатывают землечерпательными снарядами, землесосами, скреперными установками, экскаваторами, установленными на плавучие средства, специальными механизмами, приспособленными для заглубления уложенных подводных трубопроводов, или взрывным способом.

Наиболее ответственным видом работ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов является укладка их на дно водной преграды. Применяют следующие основные способы укладки трубопроводов: протаскивание по дну водной преграды; свободное погружение с заливом воды в трубопровод или пригруз-кой его; опускание с использованием плавучих кранов или опор, оборудованных подъемными устройствами; укладка с трубоукла-дочных барж с последовательным наращиванием секций труб; укладка с буксировкой секции (плетей) и сваркой межсекционных стыков наплаву.

При сооружении подводных переходов трубоукладчики используют в процессе выполнения сварочно-монтажных и изоляционных работ, а также при разгрузке отдельных труб и секций. В отдельных случаях трубоукладчики применяют в качестве тяговых механизмов при протаскивании дюкеров.

Очистка полости и испытание трубопровода на прочность и герметичность. Уложенный в траншею трубопровод испытывают на прочность и герметичность. Предварительно его очищают от окалины, грата и попавших в него грунта, воды и различных предметов. Очищают трубопровод продувкой с пропуском очистных поршней или эластичных разделителей, а также промывкой водой с пропуском эластичных разделителей. Продувки производят сжатым воздухом, иногда природным газом. Надземные газопроводы очищают в соответствии с особыми правилами. После очистки на открытых концах трубопровода устанавливают инвентарные заглушки.

Магистральные трубопроводы до сдачи их в эксплуатацию подвергают испытанию под давлением на прочность и герметичность воздухом, водой или продуктом, для которого они предназначены. Порядок и параметры испытания определены СНиПами.

При очистке полости и испытании трубопроводов применяют дистанционные контрольно-измерительные приборы, а также специальное оборудование и комплект наполнительно-опрессовочных агрегатов. Для проведения очистки полости и испытания трубопровода составляют технологическую карту-график и инструкцию.

Основная масса крупных и средних проектов, так или иначе, связана со строительством производственных и сельскохозяйственных объектов, жилья, мостов, дорог и т.д. Возводимые здания либо сами по себе являются целью замысла, либо являются его неотъемлемой частью, без которой продолжение проекта невозможно. Как правило, самый большой объем затрачиваемых финансовых и материальных ресурсов приходится на СМР - строительно-монтажные работы. Соответственно, и регламентация этой деятельности в законодательстве занимает особое место.

Что означает СМР, и чем они регламентируются

Строительство как таковое включает в себя широкий комплекс понятий. Это не только возведение новых строений и зданий, но также и деятельность по их ремонту (текущему и капитальному), реставрации, реконструкции и реновации. Сам процесс многогранен и состоит из таких этапов:

  • организационный (маркетинговые исследования, разработка концепции проекта, выбор заказчика и подрядчика);
  • изыскательский (геодезические, геологические, экологические, геотехнические, гидрометеорологические);
  • проектный (подготовка проектной и );
  • фаза материального обеспечения (заготовка необходимых изделий и сырья, их перевозка к площадкам);
  • строительно-монтажный (подготовительные, основные и отделочные);
  • пусконаладочный (контрольные мероприятия и проведение необходимых испытаний).

Толкований термина "строительно-монтажные работы" существует несколько в зависимости от словаря, справочника или законодательного акта, где упоминается этот термин. При этом все они сходятся в том, что СМР в строительстве – это определенный перечень операций, направленных на возведение новых зданий, помещений и монтаж (установку) в них необходимого оборудования (вентиляции, отопления, газовых и водопроводных систем, канализации и т.д.). Для сокращения в технической документации чаще используют аббревиатуру СМР, а не полное название.

Основным документом, регламентирующим все строительно-монтажные действия в России, является СНиП, что расшифровывается, как Строительные нормы и правила.

Он включает в себя пять разделов:

  1. Общие вопросы, классификация и терминология. Управление, организация и экономика.
  2. Требования и нормы для проектирования конструкций, основ и оборудования.
  3. Подготовка, проведение и прием выполненных операций. Рекомендации по СМР.
  4. Нормы для составления смет на все виды операций с разъяснениями.
  5. Нормы трудовых и материальных затрат, расценки на выполнение манипуляций.

Также производство стройматериалов, конструкций и изделий регламентируются ГОСТ (Государственными стандартами), разрабатываемыми государственными учреждениями и учеными. Утверждаются ГОСТы Госстандартом и Госстроем РФ. На отдельные технологии и материалы, особенно новые, производителями разрабатываются ТУ (Технические условия), которые согласовываются с госучреждениями. С развитием передового опыта и новых технологий вся нормативная база регулярно пересматривается, в нее вносятся изменения.

Существующие виды

Возведение нового здания или его глубокая реконструкция требует выполнения огромного количества действий разной направленности и интенсивности с применением всего многообразия материалов и специализированной техники. Строительство может вестись несколькими разными методами:

  • подрядным (наиболее распространенным в России), когда все операции выполняются специализированными организациями в соответствии с заключенным соглашением с заказчиком;
  • хозяйственным , когда весь объем СМР проводится силами собственных подразделений предприятия;
  • смешанным , когда одна часть операций выполняется самостоятельно, а для другой приглашают подрядчиков.

Исходя из направленности и ожидаемого результата, выделяют такие основные виды СМР:

  • общестроительные;
  • транспортные;
  • разгрузочно-погрузочные;
  • специальные.

Обычно выделяют монтажные или строительные работы в зависимости от того, какие операции на конкретном этапе преобладают. Монтажные представляют собой деятельность с использованием готовых частей или деталей, к примеру, монтаж силовой электропроводки и других кабелей, железобетонных и металлических конструкций, различного оборудования (насосного, энергетического, транспортного, технологического), окраска и изоляция трубопроводов.

Общестроительные действия, исходя из перерабатываемых материалов и возводимых элементов конструкции, подразделяют на такие виды:

Часть из этих действий объединяется в привычный для каждого строителя термин "нулевой цикл". Он представляет собой начальную фазу стройки и включает в себя подготовку стройплощадки и подъездных путей к ней, проведение земляных работ, закладку фундамента. Нулевой цикл заканчивается, когда возведена подземная часть здания и проведены инженерные сети. После него следуют надземный и отделочный циклы.

К числу специальных относятся действия, выполняемые особым способом или с особыми материалами, требующими специфических знаний и навыков. К таким можно отнести, например, монтаж сложных приборов и систем, лифтов, телефонных линий, облицовка агрегатов огнеупорной или кислотоупорной кладкой, устройство стволов шахт.

Погрузочно-разгрузочные и транспортные манипуляции подразумевают доставку на рабочее место конструктивных элементов и деталей разного размера, инструмента и необходимого инвентаря. В связи с разнообразием перемещаемых грузов задействуется специализированная техника, такая как панелевозы, трайлеры, автосамосвалы, конвейеры, погрузчики, экскаваторы, краны.

Иногда также выделяются заготовительные операции, состоящие в изготовлении полуфабрикатов (бетонной смеси, арматурного каркаса, раствора, сборных конструкций, в том числе крупноузловых). В зависимости от требуемых объемов и сложности изготовления, они могут производиться как профильными предприятиями (типа завода железобетонных изделий), так и непосредственно на стройплощадке.

Кроме возведения зданий, в перечень строительных операций также включается благоустройство и озеленение, мелиорация, дноуглубление, создание природоохранных сооружений (противооползневых, противоэрозионных, противоселевых), берегоукрепление, бурение, откачка воды и др.

Договорные отношения

Учитывая сложность и разноплановость действий, проводимых во время реализации проекта, особенно крупного (возведение промышленного комплекса, военного или сельскохозяйственного объекта), для выполнения всех необходимых действий необходимо нанимать подрядные организации. Некоторые из них охватывают большую часть общестроительных процессов, другие специализируются на отдельных направлениях, требующих наличия специального оборудования и подготовленных профессиональных кадров.

Соответственно, самым распространенным видом соглашения является договор подряда, имеющий две договаривающиеся стороны:

  • заказчик, уполномоченный инвестором, который задает параметры для проведения определенных процессов, принимает результаты и оплачивает их;
  • подрядчик, выполняющий требования заказчика в оговоренные сроки.

Сторонами соглашения могут быть юридические, физические лица или же третьи лица, которые действуют от имени и в интересах заказчика. Подрядчики, как правило, строительные организации или лицензированные индивидуальные предприниматели.

Если подрядчик не способен в полной мере выполнить весь объем взятых на себя обязательств собственными силами, то он имеет право (если это не запрещено соглашением) в рамках утвержденного бюджета заключить договор субподряда, то есть привлечь для выполнения отдельных процессов другие организации.

Часто для осуществления всего комплекса строительства определяется генеральный подрядчик, который обеспечивает и гарантирует весь процесс строительства, выполняя заказ частично своими силами, частично с участием субподрядчиков. За все недоработки субподрядчиков несет ответственность генеральный подрядчик.

Кроме общих положений, таких как наименование сторон, дата и место подписания, реквизиты, юридические адреса и подписи сторон, типовой договор подряда включает в себя следующие основные разделы:

Кроме того, договор своей неотъемлемой частью имеет ряд приложений, перечень которых указывается в основном теле соглашения. К ним относятся:

  • календарный план;
  • перечни необходимого оборудования и материалов;
  • копия правоустанавливающих документов заказчика на земельный участок;
  • копия разрешения заказчика на проведение строительства;
  • копия лицензии подрядчика;
  • акты приема-передачи технической документации, материалов и оборудования;
  • копия страхового полиса;
  • регламент проводимых работ;
  • сметная документация;
  • акт приемки.

В случае необходимости стороны могут заключать дополнительные договора по отдельным вопросам в рамках исполнения генерального соглашения. Возникающие в производственном процессе проблемы отображаются в протоколах разногласий и согласования разногласий.

В зависимости от объема выполняемых действий и масштаба проекта договор может иметь разное содержание.

Так, соглашение на возведение небольшого жилого дома и крупного завода могут отличаться между собой кардинально, как по объему, так и по детализации всех выполняемых действий.

Договор подряда в строительстве накладывает на исполнителя большую ответственность, так как низкое качество исполнения, применение некачественных материалов и несоблюдение утвержденных норм может стать причиной разрушения конструкций, больших финансовых убытков или гибели людей. Поэтому особое значение имеет качество СМР на каждой фазе строительства.

Качество продукции строительства влияет на стоимость и эксплуатационные характеристики сооружения, их долговечность и экономичность. Если объект построен из непроверенных материалов или с нарушением технических регламентов, то это приводит к удорожанию всех процессов за счет необходимости постоянно исправлять выявляемые недостатки, повышению эксплуатационных расходов на поддержание объекта в рабочем состоянии, снижению уровня комфорта жителей.

Контроль осуществляется путем проверки соответствия показателей продукции утвержденным требованиям, зафиксированным в техусловиях, стандартах, проектах, договорах поставок, паспортах изделий. Основная задача – недопущение брака и дефектов, соблюдение должного качества продукции. Существует две формы осуществления контроля над качеством:

  • система производственного (внутреннего) контроля;
  • внешний контроль.

Внутренний контроль осуществляется непосредственно работниками предприятий (проектных, индустриальных), которые производят необходимую продукцию. Заводы и фабрики, выпускающие стройматериалы, на свои изделия выдают паспорта, подтверждающие, что при их изготовлении выдерживался государственный стандарт. Наличие такого паспорта при поставках продукции является обязательным.

Внутренний контроль имеет несколько направлений, отличающихся по своим характеристикам и направленности.

По времени осуществления:

  • Входной . Это изучение (внешний осмотр) поступающих на стройплощадку материалов, конструкций и изделий, а также сопроводительной и технической документации. В основном используется метод регистрации (анализ паспортов, накладных, сертификатов), иногда – измерительный метод.
  • Операционный . Производится в ходе проведения процессов или сразу после их окончания, имеет вид измерения или технического осмотра, его результаты обязательно заносятся в специальные журналы. Основные фигуры на этом этапе – мастера, прорабы, начальники участков.
  • Приемочный . Проводится после завершения определенного вида операций (каменных, облицовочных), к проверке часто присоединяются представители заказчика или проектировщика, поэтому он имеет элемент внешнего контроля. По итогу принимается решение степени пригодности объекта и возможности продолжать строительство.

По объемам проверок:

  • Сплошной . Осматриваются все конструктивные элементы или единицы продукции (сваи, металлоконструкции и т.д.).
  • Выборочный . Изучается определенная часть продукции, выбранная случайным путем, ее объемы определяются СНиП (Строительными нормами и правилами).

По периодичности:

  • Постоянный . Информация о состоянии параметра, который контролируется, подается непрерывно.
  • Периодический . Параметр контролируется через определенные промежутки времени.
  • Летучий . Проверка эпизодически (в любое время), используется при отсутствии необходимости более глубоких форм контроля.

По методам проведения:

  • Визуальный . Основой его является ГОСТ 16501-81.
  • Измерительный . Выполняется с применением необходимых измерительных приборов, при необходимости проводится лабораторный анализ при помощи соответствующего оборудования. Методы могут применяться самые различные: механический (разрушающий), импульсный (акустический, вибрационный) и радиационный.
  • Регистрационный . Это анализ данных, которые фиксируются в разных документах (журналах, сертификатах, актах освидетельствования). Применяется в случаях, когда по техническим причинам доступ к объекту контроля невозможен.

Чтобы обеспечить соответствующее качество продукции, на крупных предприятиях создаются специализированные службы, которые обычно подчинены главному инженеру (техническая инспекция, строительная лаборатория, геодезическая служба).

Анализ данных, полученных в результате инструментального исследования, и сопоставление их с действующей правовой и проектной документации носит название строительная экспертиза. Она может быть внесудебной и судебной. Все выявленные нарушения, отклонения и дефекты фиксируются в экспертном заключении, куда также прилагают фотографии обнаруженных недоработок. По итогам экспертизы определяются:

  • оценка износа элементов, инженерных сетей и конструкций в процессе эксплуатации;
  • определение размера ущерба от нештатных ситуаций (пожар, затопление);
  • соответствие проекту, ГОСТ или СНиП;
  • испытание используемых материалов и конструкций;
  • изучение несущих элементов при подготовке к реконструкции или перепланировке.

Международная практика контроля качества предполагает несколько иной подход к этому вопросу, основой которого являются:

  • материальная заинтересованность и ответственность каждого исполнителя за надлежащее исполнение всех манипуляций, что регламентируется внутренним руководством – это своего рода стандарт, установленный на предприятии;
  • четкие инструкции на каждый трудовой процесс;
  • наличие высококвалифицированного персонала;
  • оснащение современным высокотехнологичным оборудованием.

К внешнему контролю качества относятся проверки, проводимые организациями, имеющими право надзора и не зависящими от организации-подрядчика. Основными формами его являются:

  • технадзор заказчика;
  • авторский надзор проектной организации;
  • государственный архитектурно-строительный надзор;
  • контроль при приеме в эксплуатацию объекта со стороны разных приемочных комиссий: пожарный, санитарно-эпидемиологический, промышленный и горный надзор, проверка инспекции труда.

Технический надзор со стороны заказчика . Проводится постоянно в течение всего времени СМР. Представитель заказчика участвует в освидетельствовании всех проведенных скрытых действий, приемочных комиссиях, промежуточных приемках важнейших конструктивных элементов. Если нет одобрения заказчика, то дальнейшие операции не проводятся. Представители технадзора наделены правом принятия решения о приостановке строительства и отказа в оплате процессов, выполненных с нарушениями проектных расчетов и технологии. Если же качество оказывается в итоге недостаточным, то работники технадзора заказчика несут ответственность наряду с подрядчиками.

Авторский надзор со стороны проектировщика также ведется на постоянной основе. Его основным отличием от контрольных функций ГАСНа и технадзора заказчика является то, что на его исполнение заключается отдельный договор между заказчиком и проектировщиком с соответствующей оплатой. Авторский надзор заключается в наблюдении за точным следованием всех действий подрядной организации нормативным документам и утвержденному проекту.

Все изменения в проекте, рационализаторские предложения в обязательном порядке согласовываются с представителем авторского надзора. Также он присутствует на промежуточных приемках и освидетельствованиях, решает вопросы по проектно-сметной документации, указывает на недоработки и следит за их устранением. Все замечания авторского надзора заносятся в специальный журнал, который затем передается заказчику.

Государственный архитектурно-строительный надзор проводит общий контроль на всех фазах (изыскания, разработка проекта, строительство). Его представители должны проверять предпроектные документы, выдавать разрешение на строительство и проверять его реализацию в любой момент. Они наделены правами приостанавливать стройку, штрафовать и инициировать возбуждение уголовных дел.

Сертификация и лицензирование как составные части контроля над качеством

С бурным развитием новых технологий, разработкой новаторских стройматериалов и способов их крепления возник вопрос соответствия этих разработок утвержденным стандартам и качественным показателям. Поэтому в последние десятилетия большое значение придается сертификации изготавливаемой продукции и лицензированию проектно-изыскательной и строительной деятельности.

– это деятельность, направленная на установление соответствия качественных показателей продукции требованиям утвержденных нормативов и стандартов. Она направлена на защиту прав потребителя и окружающей среды, а также для безопасности здоровья, жизни и имущества людей. Объектами сертификации в строительстве могут быть:

  • проектная продукция;
  • промышленная продукция, изготовленная предприятиями стройиндустрии и стройматериалов;
  • возведенные сооружения и здания;
  • соответствующие услуги и работы;
  • импортируемые элементы.

Сертификация бывает по своей форме:

  • Добровольная , основанная на инициативе изготовителя изделий, желающего подтвердить соответствие своей продукции для потенциальных клиентов.
  • Обязательная , применяемая для отдельной законодательно утвержденной номенклатуры товаров, которые в случае низкого качества могут быть опасны для здоровья людей и сохранности их имущества (балконные двери, окна, конструкции для частных домов, замки, герметики).

В общих чертах сертификация какого-либо вида продукции происходит следующим образом:

  • заявитель подает декларацию на проведение сертификации;
  • определяется схема проведения и методика проведения испытаний, а также испытательная лаборатория;
  • отбор и идентификация проб, экспертиза изделий и изучение состояния производства;
  • анализ полученных результатов;
  • оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия.

Лицензирование представляет собой экспертизу заявителя (юридического или физического лица) и поданных ним документов относительно готовности их к выполнению видов деятельности, указанных в заявлении. Специальная комиссия проводит проверку наличия необходимой технической базы и законодательных актов, выполнение заявленных технологических процессов и уровень контроля над ними, квалификацию и стаж работы кадров, отзывы клиентов соискателя.

Положением о лицензировании предусмотрено, что соискатель должен иметь не меньше половины штатной численности специалистов и руководителей в области проектирования и строительства со стажем по специальности от 3 до 5 лет. Кроме того, на правах собственности (или на других законных основаниях) у кандидата должны быть необходимые объекты, инструменты и средства производства (специальная техника, ручной или автоматический инструмент, транспорт, энергоустановки, средства измерения).

В классификаторе проектных и строительно-монтажных работ четко определен перечень действий и необходимого оборудования. Вместе сведены действия по возведению объектов различного назначения (функциональные и отраслевые), например дорог, объектов авиакосмического или сельскохозяйственного назначения. Лицензируются не только непосредственно СМР, но и функции генподрядчика и застройщика.

Как правило, лицензионный период после первого обращения устанавливается короткий (1 год), если за это время анализ не показал нарушений со стороны заявителя, то следующая лицензия может действовать на протяжении 5 лет, при повторном обращении вся процедура полностью повторяется. За нарушение организацией норм действующего законодательства, лицензия может быть отозвана.

Организация проведения строительно-монтажных работ

В процессе возведения крупных объектов, таких как многоэтажные здания, мосты, дороги, заводы, как правило, принимают участие разные специализированные и общестроительные организации. Для того чтобы обеспечить бесперебойность процессов и планомерный поэтапный законченных частей объекта, необходима система непрерывного планирования и выполнения работ.

В практике различают три главных метода организации производства СМР:

  • Последовательный . При его применении отдельные виды деятельности проводятся один за другим, то есть следующий начинается не раньше окончания предыдущего. Такой подход плохо применим к масштабным проектам, поскольку требует большого количества времени, однако подходит для возведения одиночных зданий, так как можно обойтись малым количеством работников.
  • Параллельный . Базируется на максимально возможном совмещении в единый период времени различных процессов (монтажных и строительных). Он дает возможность возводить несколько зданий одновременно, но требует значительного количества рабочей силы и техники.
  • Поточный . Он заключается на дроблении сложных процессов, совмещенных во времени, на ряд простейших операций, выполняемых последовательно. Все действия разбиваются на потоки, исполняемые в четко определенные сроки. В каждом объекте, который включен в поток, СМР выполняются комплексными бригадами, перемещающимися из одного здания в другое. Это обеспечивает равномерную нагрузку на персонал и ритмичную сдачу объектов, включаемых в поток.

В проекты производства работ (ППР) включены главные решения по организации СМР. ППР разрабатывается специализированными трестами или другими организациями и состоит из:

  • календарного плана, в котором отмечены все работы разных исполнителей, увязанные со сроками;
  • генеральный план с указанием места расположения самого объекта, вспомогательных площадок, механизированных установок, складов, сетей тепло- и энергоснабжения, подъездных путей;
  • график потребности в поступлении изделий, материалов, конструкций, специальной техники, рабочих кадров.

На процессы, проводимые по новым методикам и высокой сложности, в ППР содержатся технологические карты.

В них указываются экономические и технические показатели, требования к необходимой технике безопасности, графики и рекомендации по методам организации труда работников, потребность в ресурсах (детали, инвентарь, оборудование), расчеты трудовых затрат.

Часто на площадке одновременно проводится ряд не связанных друг с другом работ, например, электромонтажные, сантехнические, столярные, облицовочные. Ритм рабочего процесса требует поставки определенных материалов в нужное время в достаточном количестве и в правильной технологической последовательности. Чтобы не допустить простоя, с учетом мнения подрядчиков разрабатываются часовые графики, руководствуясь которыми завод-изготовитель отгружает, а автокомбинат доставляет на площадку требуемые элементы.

Чтобы увязать между собой поставку деталей и их монтаж, составляются транспортно-монтажные графики. Исходя из технологической последовательности монтажа здания и стандартного времени на установку каждого элемента, четко расписывается время прибытия транспортных средств на площадку и номенклатура грузов, которые доставляются каждым рейсом. Составляются недельные, суточные и часовые графики, благодаря которым разные подразделения могут видеть общую картину и действовать согласованно. Это позволяет спланировать время окончания каждого вида работ и приблизительно рассчитать срок сдачи объекта.

Чтобы более полно охватить весь комплекс выполняемых процессов, при работе на всех видах объектов применяется календарное планирование. Оно дает общее понимание последовательности действий в разные временные периоды (от дня до нескольких месяцев), хотя планы регулярно требуют корректировки в зависимости от возникающих обстоятельств. Продолжительность строительства рассчитывается по нормам СНиП и сильно варьируются от сложности сооружения. Сокращение или увеличение длительности выполнения работ всегда должно быть обоснованным, поскольку при увеличении продолжительности могут быть сорваны сроки сдачи и заказчиком понесены убытки, а необоснованное сокращения нередко становится причиной несоблюдения стандартов выполнения технологических операций.

В зависимости от масштабности проекта, могут применяться такие виды планирования:

  • упрощенные методы;
  • календарные линейные графики;
  • сетевые графики.

Упрощенные методы используются при выполнении текущих задач, обычно на несколько ближайших недель или дней. В таких схемах лишь указываются виды выполняемых действий и сроки их завершения, они недостаточно наглядны и не оптимизированы. Также к упрощенным формам можно отнести планирование в самом обобщенном денежном виде.

Календарный линейный график, иначе называемый график Ганга, представляет собой шкалу с отмеченными горизонтальными линиями разной длины, отображающими продолжительность каждого дела. Чтобы полноценно и качественно составить его, нужно учесть такие моменты:

  • составить перечень необходимых работ;
  • определить их объемы и методы производства;
  • рассчитать их трудоемкость, исходя из норм и предыдущего опыта;
  • сделать предварительный график с ориентировочными сроками исполнения каждого дела;
  • оптимизировать его с учетом реальных возможностей распределения рабочей силы, техники и других условий.

Чтобы правильно рассчитать объем работы и затрачиваемое на нее время, следует, кроме предусмотренных норм, учитывать и другие существенные факторы, например, местные погодные условия или особенности рельефа. Если на стартовом этапе из-за неверных расчетов возникнет задержка по времени, то компенсировать ее будет практически невозможно, поскольку линейный график корректировать очень сложно.

Сетевой график составлен по более современной методике граф (карты, лабиринта, сети). Нанесенная на лист бумаги или выведенная на монитор компьютера, такая схема выглядит как множество вершин, соединенных между собой отрезками (ненаправленными и направленными). Кружки на начальной и конечной части отрезка означают начало и окончание работ. В таком виде планирования между стартовым и конечным событием может быть ряд разных путей. Самый долгий путь носит название критического, и по нему определяется общая продолжительность выполнения проекта. Соответственно, в других путях есть временные резервы и возможность варьировать скорость исполнения процессов.

Сильная сторона такого планирования – это возможность его корректировки по ходу.

Если строительство не укладывается в оговоренные сроки, то есть возможность сократить время критического пути за счет перераспределения рабочей силы и материальных ресурсов с этапов некритического пути, привлечения резервов или изменения последовательности процессов (если это технологически допустимо). Для облегчения составления графиков и их уточнения создан ряд компьютерных программ.

Расчет сметной стоимости

Неотъемлемой составляющей проектной документации является смета, то есть ориентировочная стоимость СМР. Правильные финансовые расчеты способствуют ритмичному и бесперебойному проведению строительных этапов. Если же были допущены неточности, то это может привести к убыткам, срыву сроков, возникновению задолженности или необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, часто кредитных.

К сметной стоимости обычно относят несколько составляющих и рассчитывают по такой формуле: Ссмр=ПрЗ+НР+ПН(Спр), где Ссмр – это сметная стоимость всех работ, ПрЗ – общая сумма прямых затрат, ПН(Спр) – плановые накопления, или сметная прибыль. Чтобы лучше понимать, каким образом производятся расчеты, следует остановиться подробнее на каждой из составных частей.

Сумма всех прямых затрат рассчитывается с учетом общего объема работ (в натуральных измерительных единицах) и применяемых на данный момент расценок за единицу измерения согласно сметных нормативов. Прямые затраты, как правило, составляют от 65 до 80% общей стоимости и состоят из:

  • заработной платы сотрудников , которые непосредственно занимаются СМР (10-15%);
  • стоимости всех стройматериалов , которые применяются при возведении сооружения (50-55%);
  • затрат на эксплуатацию используемых транспортных средств , специальной техники, механизмов и машин, в том числе зарплата специалистов, управляющих ими (5-10%).

К накладным расходам относят возмещение подрядной или субподрядной организации всех затрат, которые связаны с организацией и поддержанием соответствующих условий быта и производства на стройплощадке. Размер накладных расходов устанавливается в зависимости от фонда оплаты труда и сильно зависит от масштаба возводимого объекта, способа производства, вида строительства. Обычно этот показатель варьируется в пределах 13-20%. Для их расчета используются нормы с учетом особенностей производства. Применять повышающий коэффициент для накладных расходов запрещено.

В состав накладных расходов включают:

  • Расходы на административно-хозяйственные нужды . Здесь учитывают оплату командировок, затраты на канцелярию, почту и телефонную связь, содержание и обслуживание легкового автотранспорта, покупку необходимой специальной литературы (нормативной, технической, экономической), подписка на требуемую периодику.
  • Расходы на обслуживание трудовых кадров . Это подготовка и переподготовка руководителей и специалистов, создание должных бытовых и санитарно-гигиенических условий, охрана труда. Сюда же относят дополнительные выплаты работникам (выслуга лет, дополнительные отпуска за стаж), социальное страхование.
  • Затраты на необходимую организацию процесса . К ним относятся содержание охраны, обеспечение пожарной безопасности, расходы на содержание проектировочных групп и строительных лабораторий, амортизационные отчисления, геодезические мероприятия, благоустройство.
  • Другие затраты (страхование имущества, лицензирование, аудиторские, консалтинговые, рекламные услуги, обслуживание в банках).

Сметная прибыль (часто используется термин "плановые накопления") представляет собой плановую прибыль подрядной организации. Она должна покрывать расходы на материальное стимулирование персонала, а также на развитие и модернизацию производственных мощностей. Ее объем исчисляется для каждой организации отдельно, исходя из контрактной стоимости строительства, и колеблется в передах 7-11% общей суммы. Сметная прибыль не относится к расходам, учитываемым в сметной себестоимости. Для ее расчета руководствуются соответствующими Методическими указаниями.

Существуют отраслевые нормативы сметной прибыли, зависящие от вида операций:

  • Общие нормативы для отрасли, применяющиеся ко всем предприятиям. Для ремонтно-строительных работ они составляют 50% от фонда оплаты труда работников, входящего в прямые затраты, заложенные в смете. Относительно СМР этот показатель составляет 65%.
  • Нормативы, зависящие от видов выполняемых процессов. Они применяются на этапе составления рабочей документации и прописаны в приложении №3 Методических указаний.
  • Индивидуальные нормативы для отдельных организаций. Не применяются к предприятиям, выполняющим заказы за средства Федерального бюджета.

В структуре плановых накоплений учитываются такие расходы:

  • переоборудование и модернизация основных фондов предприятия;
  • материальное стимулирование сотрудников: финансовая помощь, лечение в санаторно-курортных комплексах, покупка билетов на культурные мероприятия и абонементов в спортзалы, помощь в погашении ипотеки и приобретении отдельных услуг и товаров;
  • налоговые выплаты (на имущество, на прибыль, местные налоги) по ставке, не превышающей 5%;
  • помощь отдельным учебным заведениям-партнерам.

Правильно составленная продуманная смета позволяет организовать СМР на должном уровне, не допуская перерасхода средств и задержек в выплатах в ходе строительства. Кроме того, возможно достижение себестоимости СМР за счет использования более производительных механизмов, разумной экономии материалов, смены режима труда или улучшения управления. Для точного расчета себестоимости применяется факторный анализ – это методика изучения влияния на расходы каждого отдельного фактора строительства.

|| Понятие о фундаментах || Монтаж железобетонных фундаментов || Бетонные работы || Растворы || Бутовая кладка || Материалы, инструменты, приспособления, используемые для каменной и кирпичной кладки || Общие сведения о каменной кладке. Виды кладки и назначение || Транспортирование, складирование, подача и раскладка кирпича || Системы резки || Лицевая кладка и облицовка стен. Виды отделки фасадов || Леса и подмости || Сплошная кирпичная кладка || Осадочные и температурные швы || Каменная кладка и монтажные работы в зимнее время. Производство работ при отрицательной температуре || Ремонтные, восстановительные, каменные работы. Инструменты для ремонта кладки

Строительно-монтажные работы - это общее название всех работ в строительстве. Монтажными называются работы, выполняемые с использованием готовых деталей. Все виды строительных работ делятся на общестроительные, специальные, транспортные, погрузочно-разгрузочные. Общестроительными называются работы, связанные с возведением строительных зданий и сооружений. Общестроительные работы подразделяются по виду перерабатываемых материалов или возводимых конструктивных элементов. Земляные работы включают в себя: рытье котлованов, ям, траншей под ленточные фундаменты, отдельно стоящие опоры, подвалы, подземные коммуникации; транспортирование грунта - погрузка, вывоз, выгрузка, планировка площадок, вскрышные работы, обратная засыпка, устройство насыпи, уплотнение грунта и др. Свайные работы - устройство свайных фундаментов, забивка свай или погружение свай. Каменные работы - это возведение стен, опор, сводов, столбов, причем из штучных изделий (кирпича, природного камня, крупных бетонных блоков). Бетонные и железобетонные работы - выполняются при возведении бетонных и железобетонных конструкций, к этим работам относится приготовление бетонной смеси, перевозка, укладка с уплотнением в форму (опалубку), уход за бетоном - создание условий для нормального твердения, монолитные работы, применяемые при замоноличивании стыков между сборными элементами, устройство опалубки и армирования монолитных участков. Монтажные работы - это доставка к рабочему месту, установка, выверка и закрепление готовых изделий - стальных, бетонных, железобетонных, деревянных и др. Плотничные и столярные работы - это доставка к рабочему месту готовых деревянных изделий и установка стропил, окон, дверей, а также настилка полов из досок и паркета. Кровельные работы включают покрытие чердачных крыш стальными и асбоцементными листами и бесчердачных крыш - рулонными материалами (толь, пергамин, рубероид). Отделочные работы - это оштукатуривание, облицовка, оклейка обоями стен зданий. Облицовка стен выполняется с помощью крупноразмерной и мелкоразмерной плитки, листовыми облицовочными материалами и наносится на стены после завершения каменных работ. Штукатурка может выполняться как вручную при малых объемах, так и механизированным способом при больших объемах. Окраска и оклейка относится к малярным работам. К отделочным работам также относятся работы по покрытию линолеумом, пластиком и др. материалами полов. Специальные работы - это прокладка силовых, телефонных проводов, установка санитарно-технического оборудования, устройство огнеупорной кладки, антикоррозийных покрытий и др.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Должностная инструкция контролера – кассира банка Контролер банка профессия
Учебный портал Study X5 для «Перекрестка Билеты по перекресткам пдд
Карта интересов: текст психодиагностической методики