Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Зачем рыночной экономике нужен государственный сектор? Частная экономика Частью частного сектора экономики являются.

МИРЗАБАЛАЕВА Ф.И.,ТУНАЕВА З.А.

РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА КАК ФАКТОР СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация. В условиях современного кризиса сбалансированность экономики становится условием эффективного регулирования социально-экономических процессов в регионе. Один из факторов экономического развития - активизация рыночных механизмов саморегулирования частного сектора. Гибкость и высокая адаптивность частного сектора являются важными преимуществами и предпосылками сбалансированности в экономике. В данной статье сделана попытка рассмотреть различные точки зрения на сам процесс достижения баланса в экономике региона, определение роли частного сектора в этом процессе. Ключевые слова: сбалансированное развитие экономики, частный сектор, дисбаланс в региональной экономике, факторы и ограничения сбалансированного развития.

MIRZABALAEVA F.I. ,TUNAEVA Z.A.

DEVELOPMENT OF THE PRIVATE SECTOR AS A FACTOR OF HAVING A BALANCED ECONOMY IN THE REGION

Abstract. In the conditions of the modern crisis, having a balanced economy becomes a condition of effective regulation of social-economic processes in the region. One of the factors of economic development becomes activation of market mechanisms of private sector self-regulation. Flexibility and high adaptiveness of the private sector are important advantages and predispositions of having a balanced economy. This manuscript attempts to consider different points of view on the process of achieving balance in the economy of the region, determining the role of the private sector in this process.

Keywords. Balanced economic development, the private sector, imbalance in the regional economy, factors and limitations of balanced development.

Перестройка экономики страны на рыночные рельсы вызвала определённые негативные процессы в развитии региональных экономик: возросла поляризация в социально-экономическом развитии регионов, распались экономические связи, изменилась структура экономики, пришли в упадок оборонные и монопроизводственные города и т. д. Однако одними из самых важных перемен в экономике стали: развитие частного сектора, формирование предпринимательской инициативы, принципиально новой инвестиционной и экономической политики и т. д.

Новые процессы часто протекали хаотично, несогласованно, несли на себе отпечаток политической ситуации. Поэтому возникла острая необходимость в более гибких механизмах, которые позволили бы устойчиво развивать экономику регионов, сбалансировать основные показатели развития во всех сферах и отраслях, повысить уровень и качество жизни населения, сохранить и развить потенциал регионов и т. д. И в данной ситуации, на наш взгляд, важную роль должен сыграть частный сектор.

Считается, что на смену понятию «гармония» пришло понятие «сбалансированность» - это такое состояние системы, при котором при котором её ключевые параметры имеют оптимальное соотношение, способствующее существованию и развитию. Понятие «сбалансированное развитие» исследователи часто отождествляют с такими категориями, как «устойчивый», «жизнестойкий», «самоподдерживающийся», «устойчивое, сбалансированное развитие», «устойчивое развитие» и т. д.

Сбалансированное региональное развитие, по мнению одного из экспертов, представляет собой комплексное развитие региона как социо-эколого-экономической системы, при котором соблюдается баланс между ростом экономики, повышением уровня жизни и снижением вредного воздействия на окружающую среду. В основе сбалансированного регионального развития лежит динамическое равновесие между хозяйственной, общественной и природной подсистемами, поддержание научно обоснованных пропорций (соотношений) между экономическими, социальными и экологическими параметрами региональной системы, обеспечивающими

повышение качества жизни в долгосрочной перспективе .

Согласно другой точке зрения, под сбалансировано развивающимся субъектом понимается регион, который обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения и развитие экономики в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла .

Существует мнение, что сбалансированное развитие региона как социально-экономической системы представляет собой планомерное и качественное изменение его подсистем, обеспечивающее повышение устойчивости территории за счёт уравновешивания противоположных потоков (миграционных, финансовых, материальных), а также непрерывный рост уровня жизни и благосостояния населения, проживающего на данной территории .

Под сбалансированным развитием региона также понимают комплексное развитие, которое основано на балансе использования экономических, экологических, социальных, инновационных и других ресурсов с целью сохранения социальной стабильности региона как системы. Сбалансированное региональное развитие рассматривается как непрерывный процесс удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений, возможный только на основе сбалансированного развития экономического потенциала .

Важно исследовать факторы, влияющие на сбалансированность региона. Часто специалисты не находят различий между сбалансированным и устойчивым развитием. Так, например, Л. П. Васильева к наиболее важным факторам устойчивого и сбалансированного развития региональной социально-экономической системы относит:

Факторы, связанные с природными ресурсами, т. е. с сохранением биосферы;

Факторы, связанные с человеческим потенциалом;

Факторы, связанные с предпринимательским капиталом;

Факторы, связанные с финансами .

Одним из условий перехода к сбалансированности развития отсталых (депрессивных) территорий специалисты предлагают переход к инновационному типу экономического развития. К принципам построения стратегии сбалансированного регионального развития, в частности, относят:

Соблюдение пропорциональности развития ключевых отраслей и сегментов экономики (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сбыт и др.) и, как следствие, снижение внутрирегиональной структурной асимметрии;

Обеспечение роста экономического потенциала региона за счёт интеграции и более рационального совместного использования внутренних конкурентных ресурсов на основе расширения внутрирегионального взаимодействия субъектов хозяйствования (местных, региональных, национальных и глобальных корпораций);

Целевое регулирование в интересах достижения воспроизводственных пропорций ресурсных потоков в системе бюджетного финансирования, а также региональных рынков товаров, услуг, инвестиций .

Сбалансированное развитие рассматривается как ключевое условие региональной социально-экономической системы, которое может быть обеспечено только при соблюдении ряда принципов сбалансированности:

1) системности и многовариантности разрабатываемых решений - требует соблюдения системного подхода в региональном управлении, наличие контура обратной связи;

2) научной обоснованности - при подготовке и принятии решений используются современные научно обоснованные методы, модели и подходы к управлению;

3) синергии - каждое принимаемое решение должно рассматриваться в комплексе с другими решениями и управляющими воздействиями для учёта возможного синергетического эффекта и его последствий;

4) динамичности - предусматривает гибкость и адаптивность системы управления к динамике социально-экономической системы региона и его макроэкономического окружения;

5) эффективности - предполагает позитивные результаты управляющего воздействия как для субъекта, так и для объекта управления; и т. д. .

Одним из важных условий сбалансированности в трудоизбыточной республике является

баланс рынка труда. Под сбалансированностью рынка труда понимают количественное и структурное соответствие по профессионально-квалификационному составу спроса и предложения рабочей силы в средне- и долгосрочном периодах .

Исследователи рассматривают следующие виды дисбаланса рабочей силы:

1. Избыток квалификаций - формальные квалификации работников выше, чем квалификации, которые требуются на их рабочих местах. Такая ситуация может быть вызвана нехваткой рабочих мест на рынке труда, отсутствием гибкости системы образования и обучения, неэффективностью системы профориентации, несовершенством процедур найма и т. д.

2. Недостаток квалификаций - формальные квалификации работников ниже, чем квалификации, которые требуются на их рабочих местах. Эта ситуация может быть вызвана физической нехваткой работников требуемого уровня квалификации, неэффективностью системы образования и др.

3. Горизонтальный дисбаланс (horizontal qualification mismatch) означает, что по уровню образования формальная квалификация соответствует рабочему месту, однако наблюдается несоответствие её содержания требованиям данной области профессиональной деятельности. Такая ситуация может быть вызвана рассогласованностью требований сферы труда и содержания профессиональных образовательных программ.

4. Несоответствие умений - уровень и характер умений и способностей человека выше или же ниже требуемого уровня. Как правило, ситуация несоответствия умений может явиться следствием появления новых технологий, изменений в организации труда, траекторий развития карьеры и т. д. Несоответствие умений может быть со знаком плюс (избыток) и со знаком минус (нехватка). Избыток умений означает, что не все умения востребованы в процессе труда на конкретном рабочем месте. Нехватка умений, напротив, означает отсутствие умений и способностей, необходимых для адекватного выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте. Очевидно, для устранения таких перекосов необходимо совершенствовать системы профессионального образования и обучения, повышая их гибкость .

Для сбалансированного развития экономики региона необходимо активизировать те сегменты, где присутствие частного сектора наиболее активно и перспективно. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, одним из важных кластеров частного сектора является туристический бизнес. Частный бизнес развивает различные виды туризма: массовый, приключенческий, сельский, спортивный, медицинский, горный и т. д. Данный сегмент обслуживает огромная инфраструктура (гостиницы, транспорт, развлечения и отдых, и т. д.).

Одним из модных видов туризма становится экологический туризм, который сегодня чаще организовывают малые туристические агентства. Развитие экотуризма, «зелёного» туризма весьма актуально и для Республики Дагестан.

В частном секторе владельцы отелей, туроператоры и лица, предоставляющие транспортные услуги, могут играть важную роль в защите окружающей среды, формируя общественное экологическое понимание, способствуя развитию добровольных промышленных инициатив. В промышленности, например, могут быть созданы благоприятные условия для развития ассоциаций туристической индустрии; международных институтов развития устойчивого туризма; зелёной практики (энергосберегающие гостиницы, минимизация потребления воды и невозоб-новляемых источников энергии, минимизация производства СО2 и уменьшение отходов и т. п.); финансовых институтов развития (ФИР) и др. .

В республике, где значительная часть населения занята в сельском хозяйстве, очень важны конструктивные преобразования в аграрном секторе экономики: проведение земельной реформы, реорганизация колхозов и совхозов, развитие частного сектора, повышение хозяйственной инициативы сельского населения и т. д.

Д. э. н. Ф.Х. Цхурбаева, исследуя проблемы развития государственно-частного партнёрства в аграрной сфере Республики Северная Осетия-Алания, предлагает провести определённые институциональные преобразования с целью формирования особой аграрно-промышленной зоны. Создание специальных институтов, способствующих устойчивому развитию аграрной сферы, позволит обеспечить продовольствием население, послужит условием для развития сельских территорий.

Целесообразность создания особой аграрно-промышленной зоны в РСО-Алании обусловлена конкурентными преимуществами республики (приграничное положение, хорошие транспортные связи, благоприятные почвенно-климатические условия и возрастающая потребность в производстве экологически чистой продукции). При создании аграрно-промышленных зон предлагается:

Создать сельскую производственную и социальную инфраструктуру в основном за счёт федерального, регионального и муниципального бюджетов .

Республика Дагестан, обладая не меньшими конкурентными преимуществами в экономике страны, могла бы так же активно использовать данные направления развития частного сектора и создания условий для спонсированного развития экономики региона.

Одной из самых важных, социально чувствительных отраслей, в которой активно развивается частный бизнес, является здравоохранение. Процессы трансформации в данной сфере в России проходят весьма противоречиво. Всё меньшим остаётся сегмент оказываемых государством бесплатных медицинских услуг; система страхования ещё имеет массу несовершенств и неэффективно функционирует; низкая доступность качественных услуг для определённых групп населения становится всё очевиднее; сокращение медицинских кадров в государственном секторе происходит повсеместно.

Группа специалистов отмечает как положительные аспекты работы организаций частного сектора в сфере здравоохранения (эффективность и высокое качество медицинской помощи, ориентация на потребителя медицинских услуг, повышение личной заинтересованности врача в высоком качестве своей профессиональной работы), так и отрицательные (ориентация на получение прибыли от предоставления медицинских услуг, агрессивное поощрение искусственно повышенного потребления дорогостоящих и необязательных видов медицинской помощи и лекарственных препаратов, откровенный отбор «финансово выгодных» и отказ от таких «экономически невыгодных» пациентов, как малоимущие, пожилые, инвалиды, хронические больные) .

Факторы, способствующие и препятствующие сбалансированному развитию экономики Республики Дагестан, рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Основные предпосылки и ограничения сбалансированного развития экономики Республики Дагестан

Факторы, способствующие сбалансированному развитию Факторы, препятствующие сбалансированному развитию

Благоприятная демографическая ситуация и высокий удельный вес молодёжи Высокая доля теневой экономики и неформальной занятости

Развитый трудовой потенциал Высокий уровень безработицы и бедного населения в республике

Разветвлённая сеть образовательных учреждений, определяющая возможность подготовки и развития рабочей силы Высокая дотационность регионального бюджета и негативный имидж региона

Уникальное географическое положение, определяемое пересечением торгово-транспортных потоков, наличием морской и сухопутной государственной границы Коррупция в системе государственного и муниципального управления

Высокий туристско-рекреационный потенциал региона Наличие в приграничном регионе фактора риска и потенциальной опасности международных конфликтов

Высокий природно-ресурсный потенциал республики Высокие административные барьеры и низкая инвестиционная привлекательность региона

Наличие на территории республики единственного в России незамерзающего морского торгового порта Труднодоступность многих горных территорий и низкий уровень благоустройства села

Сбалансированное развитие, на наш взгляд, может быть относительным и периодически под воздействием дестабилизирующих факторов (например, «война санкций») терять баланс. Устойчивое развитие - процесс более длительный и стабильный. Сбалансированность - это один из факторов устойчивости региональной экономики. В экономике республики необходимо использовать все стабилизирующие факторы, стремиться к саморазвитию и финансовой независимости, а для этого создавать условия для развития частного сектора.

Литература

1. Барабаш Д. А. Совершенствование инструментария оценки сбалансированности регионального развития. [Текст]: дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Д. А. Барабаш [Место защиты: ФГОБУ ВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»]. - М., 2014. - 159 с.

2. Немирова Г. И. Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика. Г. И. Немирова. - М.: Издательство «Экономика», 2009. - 381 с.

3. Васильева Л. П. Методологические аспекты управления сбалансированным развитием региональной социально-экономической системы. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 1 (26). - С. 143-148.

4. Илларионова Е. А. Экономический потенциал региона: содержание, оценка, предпосылки сбалансированного развития [Текст]: дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Илларионова Е. А. [Место защиты: Старо-оскольский технологический институт им. А. А. Угарова (филиал) ФГАОУ «Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"»]. - Старый Оскол, 2015. - 152 с., ил.

5. Васильева Л. П. Факторы сбалансированного социально-экономического развития региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 7-10.

6. Чернова О. А. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра экон. наук (08.00.05) / Ростов-на-Дону, 2010. - 58 с.

7. Ксенофонтов В. И. Теоретико-методологические основы управления сбалансированным развитием региона /Автореф. дис. д-ра экон. наук (08.00.05). - СПб., 2011. - 41 с.

8. Сигова С. В. Государственное регулирование сбалансированности рынка труда в современной России. Специальность: 08.00.05/Автореф. дис. ...докт. эк. наук. - М., 2010. - 51 с.

9. Муравьев А. А. Дисбаланс спроса и предложений квалификаций на рынке труда Евросоюза - пути преодоления // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 3. - С. 14-23.

10. Николашин В. Н. Ориентация частного сектора на развитие экологического туризма // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 2 (22). - С. 26-29.

11. Цхурбаева Ф. Х. Государственно-частное партнёрство - важнейшее условие привлечения инвестиций для устойчивого развития аграрного сектора региона //Вопросы экономики и права. - 2011. - № 8. - С. 75-78.

12. Нечаев В. С., Нисан Б. А., Заика Н. М. Из истории взаимодействия частного и государственного секторов в здравоохранении зарубежных стран // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. - 2012. - № 6. - С. 92-96.

1. Barabash, D. A. Improving assessment tools of balance regional development. : dis. Cand. ek. Sciences: 08.00.05/A. A. Barabash . - M., 2014. - 159 p

2. Nemirova G. I. Socio-economic development of the border region: theory and practice. G. I. Nemirova. - M.: Publishing House "Economy", 2009. - 381 S.

3. Vasilyeva L. P. Methodological aspects of the management of balanced development of regional socioeconomic system. // Business. Education. Right. Bulletin of Volgograd business Institute. - 2014. - № 1 (26).

4. Illarionov E. A. Economic potential of the region: content, assessment, prerequisites of balanced development : dis. Cand. ek. Sciences: 08.00.05 / E. A. Illarionov . - Stary Oskol, 2015. - 152p., ill.

5. Vasilyeva L. P. Factors balanced socio-economic development of the region // Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. - 2013. - No. 3. - S. 7-10.

6. Chernova O. A. Balanced development of the region"s economy: innovation-oriented management strategy / author. dis. on competition. exercises. step. d-RA Ekon. Sciences (08.00.05) /Rostov-on-don, 2010. - 58 S.

7. Ksenofontov V. I. Theoretical and methodological bases of the balanced development of the region / author. dis. d-RA Ekon. Sciences (08.00.05). - SPb., 2011. - 41 S.

8. Sigova S. V. State regulation of labour market balance in Russia today. Speciality: 08.00.05 / Author. dis. ...doctor. ek. Sciences. - M., 2010. - 51 S.

9. Muravyev A. A. the Imbalance of demand and supply of qualifications in the labour market of the European Union - overcoming // Vestnik of Tver state University. Series "Pedagogics and psychology". - 2013. - № 3.

10. Nikolashin V. N. Orientation of private sector on the development of eco-tourism // Scientific Bulletin of MYIT. - 2013. - № 2 (22). - S. 26-29.

11. F. H. Saurbaeva Public-private partnership - an essential condition for attracting investments for sustainable development of agrarian sector of region // economy and law. - 2011. - No. 8. - P. 75-78.

12. Nechaev V. S., Nisan B. A., Zaika N. M. From the history of interaction between the private and public sectors in health care of foreign countries // the Russian Academy of medical Sciences. Bulletin of the National Institute of public health. - 2012. - No. 6. - S. 92-96.


Вернуться назад на

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально – экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

Функции государства здесь будут следующими:

Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике;
- Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;
- Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно – технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства.

Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью:

а) снижения затрат;
б) обеспечения повышения качества услуг;
в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

В России данный механизм до конца еще не сформирован.

1.2. Понятие частного сектора, его значение для экономики.

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

Мировая практика подтверждает, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого и стихийного рынка, существенной особенностью которого является спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и изначальная ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло именно по второму варианту. Обычно, когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный рынок, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало. Каждый из них имеет свою экономическую основу. Особенностью стихийного рынка является то, что он функционирует, главным образом, в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения имеет низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет достаточного стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии».

Ошибка состояла в том, что в России она была принята без учета условий, при которых эта модель может быть эффективной. Опыт западных стран свидетель­ствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно должен устремиться частный предприниматель. Налаживая соответствующее производство (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.

Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной результативности -- малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличии условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательного спроса, т. е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательного спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

Аграрные отношения и земельная рента

Сельское хозяйство появилось несколько тысяч лет назад и стало исторически первой отраслью цивилизованного материального производства. Переход к культурному земледелию и скотоводству...

Государственно-частное партнерство в реализации проектов регионального развития

Государственно-частное партнерство является особым видом отношений между государством и бизнесом. Оно имеет, в отличие от традиционных отношений, свои базовые модели отношений собственности, финансирования и методов управления...

Государственно-частное партнерство: мировой опыт и российская практика

Экономика ряда развитых, а в последнее время и развивающихся стран широко применяет новую особую форму взаимодействия государства и частного бизнеса. Эта особая форма партнерства, обозначаемая обычно термином Public Private Partnership (PPP)...

Государственный и частный сектор экономики

Государственный и частный сектор экономики

Некоммерческий сектор в переходной экономике

Каждый раз, вступая в новое тысячелетие, все мировое сообщество пытается осознать и оценить наиболее значимые изменения, произошедшие в прошлом. Любопытную хронологию предложил Лестер М. Саламон, профессор университета Джонса Хопкинса...

Особенности аграрного сектора экономики России

Роль государственного сектора в экономике

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается...

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется на корпоративный...

Соотношение государственного и частного сектора в экономике

Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике...

Соотношение государственного и частного сектора в экономике

Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию...

Соотношение государственного и частного сектора в экономике

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс...

Сущность и виды инвестиций

Понятие частного сектора, его значение для экономики.

Частный сектор экономики - часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу. Частный сектор экономики подразделяется корпоративный, финансовый и индивидуальный секторы экономики.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая - это причины кардинального (общеэкономического) характера. Заложенные в экономической политике государства, вторая - локального (преимущественно организационного) характера.

Таким образом, по мнению российских авторов, суть новой социально - экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни людей, динамичной рыночной экономикой при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

А функции государства здесь будут следующими:

  • Ш Создание общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для лиц, действующих в рыночной экономике
  • Ш Прямое государственное владение и управление основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями, особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами;

Разработка и проведение активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно - технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи частного сектору экономики.

Партнерские отношения между частным сектором и государством являются основополагающим элементом функционирования экономики стран. Эти отношения включают в себя широкий спектр видов деятельности и различных действующих лиц, что затрудняет четкое определение понятия партнерства. Партнерские отношения формируются в процессе объединения ресурсов, финансовых средств и знаний частного сектора и государством с целью: (а) снижения затрат; (б) обеспечения повышения качества услуг и (в) совершенствования механизма их предоставления. Деятельность, в рамках которой складываются партнерские отношения, сравнима с созданием некоего общественного блага, которое частный сектор либо не может, либо не желает создавать самостоятельно.

Одна из возможностей для государства более активно налаживать партнерские отношения с частным сектором - организация специальных органов, занимающихся поддержкой частных компаний. Эти органы занимаются двумя потенциальными партнерами в частном секторе: Агентства содействия инвестициям занимаются иностранными компаниями, осуществляющими прямые инвестиции, а Агентства по поддержке малого бизнеса занимаются мелкими компаниями. Другой путь поддержания хорошего корпоративного управления - через развитие образовательных инструментов, которые могут использоваться деловыми и судебными секторами в понимании комплекса сложных законов и постановлений, регламентирующих эту область.

В России данный механизм до конца еще не сформирован.

Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора.

Реальный прогресс в формировании рыночных институтов существенно изменил положение государства в экономике. В конечном счете это и было центральной задачей пост социалистической трансформации (становление рыночных институтов в значительной мере, хотя и не полностью, является "зеркальным" отражением отказа государства от всевластия в экономике). Поэтому в своей основе (с точки зрения формальных "правил игры") восточноевропейские экономики к середине 90-х годов стали рыночными системами. Вместе с тем перспективы нынешнего подъема, связанные, как отмечалось, с деятельностью «нового» частного сектора и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, подрываются многолетним кризисом в тяжелой промышленности и финансовой системе.

Этот кризис вызван тем, что государство по-прежнему является собственником крупных предприятий и практически единственным источником социальных фондов, будучи не в состоянии обеспечить прежний уровень финансирования промышленности и поддержки населения Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64. Кризис проявляется, в частности, в высоких дефицитах госбюджета, а в последнее время и текущего платежного баланса в связи с необходимостью погашения внешнего долга (из-за чего возник термин "двойной дефицит"). Поэтому в середине 90-х годов, после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы, "большая" приватизация и бюджетная реформа стали приоритетами в экономической политике государства в Восточной Европе.

Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию прошла в 1990-1993 гг. довольно легко и успешно, то "большая" приватизация столкнулась с существенными трудностями. Так, польскому правительству в 1990-1991 гг. удалось продать, используя западные методики оценки и приватизации имущества, только два десятка предприятий. В последующие годы менее 200 предприятий были проданы с торгов и около 30 - через фондовую биржу там же. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран (кроме Чехии и Словакии) был перенесен на либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. "Большая" приватизация откладывалась как в «реформаторских» странах, так и в тех, которые обычно относят к аутсайдерам реформ.

Наиболее успешная в пост социалистическом мире чехословацкая модель массовой приватизации была подвергнута принципиальным изменениям в Словакии. Летом 1995 г. неожиданным решением руководства страны обмен ваучеров на акции инвестиционных приватизационных фондов был прекращен. Не распроданное к тому времени государственное имущество было централизовано в специальный государственный фонд, который начал осуществлять программу постепенной продажи предприятий, в том числе за нереализованные ваучеры.

Но при всех недостатках различных моделей практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности остается в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивает реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсируются кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы.

Однако непосредственной причиной подъема нынешней волны приватизации явился острый финансовый кризис, вызванный резким падением бюджетных доходов и традиционно высокими для пост социалистических стран государственными расходами Донцов Л. В. «Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы» // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, №4, с. 34 - 40.. Поэтому приватизация проводится главным образом путем продажи предприятий с целью разгрузки бюджета и обеспечения государству доходов. При этом главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к крупным объектам, характеризующимся высокой убыточностью, отягощенным большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии в течение 1995 г. одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги несколько раз Бирюков В. и др. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения - 2001 - № 12, с. 57 - 64.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в течение последних полутора лет, - компании ТЭК. В перспективе намечается и продажа "стратегических" компаний (Венгрия, Чехия); задержка вызвана, главным образом, организационной и финансовой реструктуризацией с целью повышения стоимости этих объектов. Вследствие высокой капиталоемкости крупных компаний и предприятий наиболее вероятными покупателями могут быть зарубежные инвесторы. Реформы первой половины 90-х годов, в частности, корпоратизация госпредприятий и приватизация по ваучерной и "инсайдерской" моделям, привели к глубокому изменению положения предприятия в экономико-правовой системе. Однако известная "размытость" прав собственности в результате этих процессов, проявляющаяся в смешении и неустойчивости прав и интересов новых собственников, а зачастую и в недостаточной юридической определенности их положения по отношению к другим собственникам и приватизированному имуществу, резко ухудшила управляемость предприятиями и затруднила процедуру принятия долгосрочных инвестиционных решений. Так, в ходе реализации чешской модели приватизации, в которой участвовало более 600 ваучерных фондов, формальный контроль над многими предприятиями приобрели небольшие фонды, которые не в состоянии модернизировать производство и поэтому ограничиваются кадровыми перестановками на предприятиях.

Прошедшая в Чехии в 1994 г. кампания торговли ваучерами и акциями между самими фондами и слияние ряда фондов (иногда называемая "третьей волной приватизации") уменьшили их число более чем вдвое. Однако эти фонды не стали "эффективными собственниками", способными возродить производство на основе крупных долгосрочных инвестиций. Кроме того, примерно 2/3 оставшихся фондов контролируется государственными банками, что не только усложняет управление производством, но и побуждает иностранные компании задерживать инвестиции в ожидании определенности в статусе банков (правительство намерено их приватизировать) и в их экономической политике.

Становление частного сектора экономики в России.

Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные.

Приняты законы, которые легализовали деятельность частных предприятий и предусматривали государственную поддержку малого бизнеса. В 1992-1994 гг. сеть частных предприятий быстро расширялась, особенно в торговле и сфере услуг, однако затем темпы замедлились. В 1995 г. зарегистрированы 900 тыс. малых предприятий, преимущественно частных.

На начало 1997 г. органами госстатистики зарегистрированы 2,5 млн. предприятий и организаций, из них к частной форме собственности относились 68%, государственной и муниципальной - соответственно 9,3 и 7,4% Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.

Ведущую роль в формировании многоукладной экономики сыграла приватизация собственности. В 1992-1995 гг. изменили форму собственности около 122 тыс. предприятий (объектов), созданы 29 тыс. акционерных обществ там же, определены перечни стратегически важных предприятий, не подлежащих приватизации, а также тех, чей контрольный пакет акций сохраняется в государственной собственности.

Однако форсированная приватизация отодвинула на второй план работу по улучшению управления госпредприятиями и собственностью (в частности, принадлежащими государству пакетами акций). В обстановке кризиса руководители предприятий и трудовые коллективы основное внимание уделяли не модернизации производства, а перераспределению доходов и собственности.

Многие из сложившихся ранее экономических связей в условиях рынка для приватизированных предприятий оказались невыгодными.

Но и там, где прежние контракты оставались целесообразными, их осуществление затруднялось ухудшением финансового положения, ростом задолженности и неплатежей.

Не решена в должном объеме и предусмотренная программой приватизации задача создания конкурентных рынков. Хотя монопольное положение госпредприятий было подорвано появлением на рынке новых компаний и фирм (в том числе иностранных), однако при этом экономическая монополия государства сменилась монополией новых частных собственников, которые использовали ее в своих интересах.

Для выправления кризисной ситуации в экономике правительство предприняло ряд мер по восстановлению государственного управления в тех сферах, где рыночные регуляторы оказались недостаточными или неспособными нормализовать положение.

Совместно с Центральным банком осуществлялось регулирование курса рубля по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам.

Вследствие отказа в начале реформ от поддержания фиксированного курса и перехода к рыночному принципу его определения в зависимости от динамики цен в стране. Спроса и предложения валюты курс рубля по отношению к доллару снизился с 414,5 руб. в 1992 г. до 4 640 руб. в 1995 г. (особенно резкий обвал имел место в октябре 1995 г.). Ивашковский С. Н. «Макроэкономика» - М.: Дело, Чтобы уменьшить возможности валютных спекуляций. Снизить инфляционные ожидания и ограничить спрос на валюту, был введен "валютный коридор", фиксирующий рамки возможных колебаний валютного курса. Его уровень стабилизировался и в середине 1996 г. составлял около 5 тыс.руб. за доллар. С 1996 г. введен наклонный валютный коридор, когда пересмотр курса осуществляется раз в квартал.

В целях борьбы с инфляцией восстановлено регулирование цен естественных монополий путем установления ограничений уровня рентабельности и введения предельных соотношений допустимого повышения цен на энергоносители и электроэнергию, а также транспортных тарифов по отношению к росту отпускных цен на продукцию промышленности. Реализация принятых правительством в 1995 г. решений стала важным рычагом замедления роста цен в производственном секторе, подавления инфляции издержек производства.

В этих целях намечается осуществить реформу предприятий и в ее рамках провести реструктуризацию их задолженности. Тем хозяйствующим субъектам, которые своевременно вносят текущие платежи в бюджет, предоставляется право выпустить дополнительное количество акций и за счет полученных средств погасить в течение 2-3 лет образовавшуюся задолженность. По отношению к платежеспособным предприятиям намечено применять процедуры банкротства и реорганизации.

Не дали пока существенных результатов и многочисленные постановления об усилении борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией. Это объясняется не только их слабой экономической проработкой, но и крупными пробелами в законодательстве. Расширение теневой экономики продолжается, и ее доля в ВВП 1996 г., по оценке Госкомстата РФ, увеличилась до 23%.

Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована. Наиболее важными из нерешенных задач являются Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: 1994. - 272 с.:

  • * преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
  • * оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
  • * активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
  • * поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;
  • * перекрытие каналов нелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля экспортом и возвратом валюты в страну;
  • * создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих условий возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности.

Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

На примере приватизации в Англии было определено по меньшей мере 22 различных способа частичной или полной передачи собственности и функций по предоставлению услуг частному сектору. Способы самые разные распродажа и безвозмездное распределение акций подряды на оказание услуг, отчисления со стороны пользователей, продажа государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.  


Услуги - частный сектор  

Отказ от тотального регулирования оптовых и розничных цен произошел в начале 1991 г. Тогда по гибким договорным ценам продавалось 50% машин и оборудования, 40% продукции легкой промышленности и 25% сырья. В розничной торговле с апреля 1991 г. доля фиксированных цен составляла 55%, а договорных - 45%. Одновременно расширилась сфера применения нерегулируемых цен на товары и услуги частного сектора.  

Средства достижения этой цели многообразны. Они могут включать меры "приватизации" управления, рекомендуемые, например. Мировым банком, - от использования подрядных услуг частного сектора до перехода к частичной монополии на эксплуатацию нефтегазовых ресурсов страны. Такая либерализация и частичная демонополизация может дополняться различными формами сотрудничества с иностранными компаниями, располагающими более совершенной технологией для освоения труднодоступных месторождений. В этой области кооперация развивается от сервисных контрактов к контрактам раздела продукции с различными вариациями в зависимости от конкретных условий.  

Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой его развития, зависящей от взаимосвязей качественных признаков , так и с изменением внешних факторов. Как пример можно привести учет влияния развития науки и техники на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям (здесь требуются экспертные оценки различных экономических ограничений инвестиций частного сектора , потребностей в продукции и услугах).  

Существенное различие между финансовым и экономическим анализом касается цен, которые применяются для оценки проектных ресурсов и продукции. В финансовом анализе за основу берут рыночные цены , по которым хозяйствующий субъект предполагает приобретение ресурсов и продажу своей продукции. Цены, используемые в экономическом анализе , рассчитываются на основе значений альтернативной стоимости для общества в целом. Экономическая ценность ресурсов и продукции отличается от их финансовой стоимости вследствие искажений рынка, созданных государством или частным сектором . Экспортные налоги и субсидии, акцизы, налоги с оборота, дотации, всякого рода квоты - все это типичные примеры искажений, вызванных государством. Монополия и связанные с этим ценовые искажения - это рыночный феномен, который может быть создан либо государством, либо частным сектором . Некоторые искажения рынка вызваны общественным характером производимых товаров или услуг. Стоимость для общества таких общедоступных услуг, как снабжение питьевой водой, транспорт, ремонт дорог, электроснабжение, нередко значительно превышает финансовые цены, которые должны платить за них индивидуальные потребители . Именно такие факторы являются одной из причин расхождений между финансовыми и экономическими ценами для проекта.  

Правительство США разработало порядок регулирования вопросов интеллектуальной собственности при помощи законов, инструкций, актов исполнительной власти и единой правительственной политики. В каждом отдельно взятом учреждении могут действовать единые законы и дополнительное регулирование, распространяемое только на него. Например, существует единое Федеральное регулирование закупок (ФРЗ), которое устанавливает правила и порядок заключения и выполнения агентствами контактов на приобретение товаров и услуг в частном секторе . Департамент энергетики, руководствуясь ФРЗ. однако разработал более детальное Регулирование закупок Департаментом энергетики (ДЭ), которое соответствует ФРЗ, но включает в себя специальные правила с учетом особенностей хозяйственной деятельности ДЭ.  

Всегда будут и, возможно, должны быть определенные виды услуг/продуктов , оплата которых должна быть гарантирована. Например, населению нужен транспорт и. следовательно, нужно гарантировать оплату строительства дорог из бюджета, однако это не мешает возникновению платных дорог с характерным для частного сектора духом конкуренции. Правительства будут несомненно продолжать обсуждать, какие из важных услуг должны быть предоставлены из бюджетных средств , какие следует регулировать, а какие приватизировать.  

Наряду с настоятельной необходимостью передачи функций разработки и реализации планов реструктуризации непосредственно руководству оборонных предприятий, российское правительство также должно осуществить ряд дополнительных мер, способствующих успеху конверсии. Возможно, наиболее важной из этих мер, требующей решения в самое ближайшее время, является четкое решение относительно стратегии преобразований российской оборонной промышленности. Она может оставаться изолированной и ориентированной исключительно на военное производство, полностью подконтрольной и субсидируемой государством. В другом варианте правительство будет приобретать товары и услуги оборонного назначения в частном секторе производства двойного назначения, который будет рассматривать государство как одного из своих клиентов. Такая постановка вопроса не исключает наличия нескольких заводов, которые даже в рамках модели производств двойного назначения могут оставаться исключительно военными и подконтрольными правительству. Однако по второй модели подавляющее большинство заводов будет приватизировано и свободно в планах и осуществлении диверсификации при единственном условии сохранения необходимого государству объема поставок военной техники.  

Как ресурсы перераспределяются из производства индивидуальных в производство общественных благ В экономике полной занятости государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора , с тем чтобы они стали доступны для производства общественных благ . Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на них. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов - часть их потенциальной покупательной способности - из потока доходы - расходы. По мере понижения доходов в результате налогообложения фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь вызывает спад в частном спросе на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения.  

Она заключается в том, что, по мнению консерваторов, в течение определенного периода принимается ограниченное или постоянное число решений, связанных с функционированием экономики. Следовательно, если государство, выполняя свои официально установленные функции, принимает больше решений, то частному сектору обязательно останется меньше свободных решений или альтернатив. Эти рассуждения считаются ошибочными. Финансируя производство общественных товаров , государство фактически расширяет сферу свободного выбора, позволяя обществу пользоваться товарами и услугами, которые не были бы доступны без усилий правительства.  

Сторонники теории государственного выбора приводят ряд причин, почему государство подчас не способно обеспечить граждан общественными товарами и услугами а) у политических деятелей есть сильные стимулы для поддержки законов, защищающих особые интересы отдельных групп б) выбор общества может склониться в пользу программ, которые повлекут за собой немедленные, ощутимые выгоды и с трудом определяемые издержки, а также против программ, которые приведут к немедленным, легко определяемым издержкам и к маловероятным или отложенным выгодам в) граждане, выступающие в качестве избирателей, имеют меньше возможностей выбора в сфере общественных товаров и услуг, чем в частном секторе в качестве потребителей г) у государственных чиновников меньше стимулов работать эффективно , чем у тех, кто работает в частных фирмах.  

Когда демократическое государство облагает население налогами , чтобы финансировать предоставление своим гражданам определенных благ, имеет место принуждение. Несогласное меньшинство должно платить налоги и финансировать расходы на общественные блага независимо от того, получают ли и ценят ли они их. Право налогообложения позволяет государству, не спрашивая разрешения, забирать у людей их собственность, например, доход. В частном секторе подобной принудительной силы не существует. Частные фирмы могут назначать более высокие цены на свои товары и услуги, но они не могут заставить покупать их.  

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция дает потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе , к сожалению, не столь широко признана.  

Политика займов (внутренних и внешних) должна обеспечить осуществление государственных расходов за счет реальных доходов частных секторов экономики , но когда эти доходы рассматриваются негосударственным сектором как способ эффективного размещения сбережений с целью извлечения опять-таки реальных доходов . Иначе говоря, политика займов может быть эффективной лишь тогда, когда государство способствует развертыванию системы механизмов реального инвестирования , расширяющей источники реального присвоения доходов- Совокупность процессов подобного рода называется бюджетным вытеснением. Бюджетное вытеснение - это форма инвестиционной конкуренции государства, бизнеса и домохозяйств, когда сбережения перетекают от бизнеса и домохозяйств к государству, но в целях реального увеличения национального дохода . Бюджетное вытеснение не всегда оказывается эффективным. Нередко то, что собирает государство в виде займов в итоге трансформируется в невозвратные кредиты, взятки, нецелевое использование фондов и интересах бюрократии, теневые доходы , просто потери , потребительские расходы не из рыночных источников и т.д. В результате часть покрытого займами бюджетного дефицита оказывается не реальной, а номинальной (чисто ценовой без обеспечения физическим эквивалентом производства реальных товаров и услуг), что приводит к развитию отрицательных макроэкономических тенденций (инфляции, безработице, спаду, росту государственного долга и т.п. явлениям). Таким образом, мера эффективности бюджетной политики определяется комплексом фактически реализованных целей, соотнесенного с обусловившими их достижения средствами.  

Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке , причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.  

Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бою-жетными кризисами осознание того, что государственные предприятия , как правило, выступают растратчиками национального богатства . Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.  

Включайся в дискуссию
Читайте также
Особенности системы классификации гостиниц в россии Классификацией гостиниц предусмотрены
Частная экономика Частью частного сектора экономики являются
Жилищные проблемы жкх и пути их решения