Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы реформы жкх. Жилищные проблемы жкх и пути их решения

Простой житель России сегодня задумывается над проблемами и методами экономии, связанными с коммунальным хозяйством. Если выносится на обсуждение ситуация с ЖКХ, то в последнее время, все чаще слышим, что у нашей страны уже не две беды, а три: дураки, дороги и находящееся в плачевном состоянии жилищно-коммунальное хозяйство. Представляем вам список из нескольких важнейших проблем в области ЖКХ и возможные способы их разрешения, которые не раз поднимались:

1) Недочеты в организации тарификации, завуалированное формирование расценок/тарифов за услуги.
То есть плательщик понимает, за что платит. И обычно никто не задумывается, как установлены цены и вообще «правильно ли подсчитано», что вводит нас как потребителей в заблуждение.

2) Несоответствие объемов платежей за использование жильём, и реальным тратам на его содержание. Тут плательщик обычно платит больше, чем должен, и более того, часто платит за то, что оплачивать не должен был.

3) Неуправляемость, неконтролируемая работа сотрудников, и соответственно низкое качество услуг, оказываемое предприятиями коммунального хозяйства. А так же отсутствие государственного контроля, приводит к еще большему снижению качества и четкости работы предприятий ЖКХ.

4) Недостатки в существующей системе оплаты услуг, по обслуживанию и усовершенствованию жилищно-коммунального фонда.

5) Потребительское отношение жителей, к собственным домам. Что, конечно же, не лучшим образом сказывается на состоянии жилья.

6) Высокий уровень региональной баланса и состояния обеспеченности и качества предоставления коммунальных услуг, работа по устаревшим технологиям, что ведет к большим потерям (воды, тепловой энергии и т.д.). При этом показатели энергоэффективности неизменно снижаются. Так как постройка около 70% жилищного фонда в стране приходится на период до 1970 г., то износ основных фондов более 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза больше чем показатели в Европе. Так если в начале 90-х годов в среднем на 100 км участка коммунального хозяйства приходилось 30-40 ремонтов сетей, то по показателям нескольких прошедших годов, количество ремонтов достигло 180 на водопроводных сетях и 10-20 на тепловых сетях.

8) Непригодность существующего сегодня оборудования в инфраструктурах для выполнения всех требований и потребностей. В обстановке российской реальности может повлечь за собой негативные последствия.

9) Значительный уровень монополизации в сфере жилищные услуги, а также дефективность этой инфраструктуры предоставляющих услуг.

10) Недостаток законодательного регулирования работы в сфере жилищных предприятий, и в процессе их дальнейшего развития.

11) Непродуктивная система управления. Например, объединение заказчика с подрядчиком, и в тоже время разрыв между потребителем и поставщиком услуг.

С перечнем проблем, предоставляем и способы их решения. Ведь не секрет, что экспертами уже найдены верные реформы для данной сферы, предоставленные будет регулировать работу предприятий предоставляющих коммунальные услуги.

2) Сформировать реформы по предоставлению привилегий и кредитованию по сниженной процентной ставке для предприятий в области коммунальных услуг.

3) Усовершенствовать финансовое обеспечение ЖКХ, оплату за жилье и коммунальные услуги. А так же реализовать действенную для жителей систему тарификации.

4) Сдерживать монополизацию в области жилищно-коммунального хозяйства, и способствовать развитию предприятий способных создать конкуренцию на рынке жилищно-коммунальных услуг.

5) Привлекать строительные компании к реконструкции старых микрорайонов, тем самым создавать конкурентную среду в сфере обслуживания жилья.

6) Усовершенствовать управленческие структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве.

7) Необходимо увеличивать результативность работы энергоносителей, снижать энергоемкость производства, организация стимулов и условий для экономного расхода и рационального потребления ресурсов.

8) Провести замену устаревшего оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве, и что бы вывести затраты ресурсов приближенные к показателям Европейских стран.

Как видим, ничего сверхъестественного. Нужно просто желание и правильное введение реформ, для предотвращения неминуемого кризиса в данной сфере, и правильного соотношения цены и качества услуг. Но когда правительство страны наконец решится решать существующие проблемы простыми и давно найденными способами неизвестно. Поэтому нам остается надеяться на улучшения.

В настоящее время в нашей стране большое значение имеют проблемы реформы ЖКХ. Коммунальная отрасль является индикатором того, насколько развит каждый субъект РФ и страна в общем. Обеспечить социальную безопасность гражданам можно только при условии устойчивого функционирования сферы ЖКХ. Нужно стремиться к тому, чтобы оказываемые населению коммунальные услуги были качественными. Для этого следует провести реформу.

С чем связаны проблемы реформы ЖКХ в России

Необходимость проведения реформы ЖКХ в РФ была обусловлена следующими причинами:

  • средства, выделяемые из бюджета, распределялись неэффективно;
  • отлаженные механизмы управления жилым фондом отсутствовали;
  • государство (и муниципалитет) имели монопольное право на оказание населению ЖКУ;
  • жилой фонд был сильно изношен.

Средние показатели физического износа в РФ следующие: у котельных - 55 %, водопровода - 65 %, систем водоотведения, канализации, теплосетей - 63 %, электросетей - 58 %, водопроводных насосных станций - 65 %, КНС - 57 %, очистных сооружений водопровода - 54 % и канализации - 56 %.

Провести реформу сферы ЖКХ было необходимо, поскольку работа жилищно-коммунальных служб была неудовлетворительна, коммуникации - сильно изношены, а жилой фонд все больше ветшал. Проблему решили, переведя коммунальную отрасль в рыночное русло. Населению предоставили права собственности на недвижимость, при этом на него легли такие обязанности, как уплата налоговых сборов, взносов на капремонт, оплата потребляемых энергоресурсов, стоимости текущего ремонта общего имущества.

В рамках реформы была разработана Программа социально-экономического развития РФ до 2020 года, направленная на акционирование и приватизацию организаций сферы ЖКХ, в результате которых у них формируется новый организационно-экономический статус. Документы, разработанные в рамках жилищного законодательства в 2004-2005 гг., предусматривали развитие ГЧП, использование рыночных механизмов.

В дальнейшем тенденция сохранялась: разрабатываемые в рамках реформы нормативные акты были направлены на формирование рыночных отношений, приватизацию предприятий отрасли ЖКХ, организацию товариществ собственников жилья, применение механизмов ГЧП. Предполагалось, что реформа позволит в корне изменить отрасль ЖКХ за непродолжительное время (2-3 года), решить имеющиеся проблемы. Но добиться этого не удалось. Хотя положительные результаты все же наблюдались.

Реформа ЖКХ реализуется в следующих направлениях:

  1. Внедрение технологий, позволяющих эффективно использовать энергоресурсы.
  2. Переселение граждан из жилья, находящегося в аварийном состоянии.
  3. Проведение капремонта МКД.
  4. Создание института эффективного собственника.
  5. Модернизация сферы ЖКХ.
  6. Привлечение в отрасль частных компаний (и инвестиций), формирование здоровой конкуренции, стремление к оказанию все более качественных ЖКУ, ликвидация монополистов.
  7. Формирование в сфере ЖКХ рыночных отношений.
  8. Обеспечение соцзащиты населения, предоставление нуждающимся категориям граждан льгот.

Переход сферы ЖКХ на использование рыночных механизмов сопровождается определенными проблемами.

Задача органов государственной власти - обеспечить нормативно-правовое регулирование мероприятий, проводимых в рамках реформы, позволяющее:

  • добиться эффективного функционирования и устойчивого развития сферы ЖКХ;
  • сократить количество используемых административных процедур;
  • предотвратить коррупцию.

Чтобы проблема регулирования была решена, видение эффективности применяемых мер должно быть одинаковым у власти, представителей бизнеса и обычных граждан.

Мнение эксперта

Многочисленные административные процедуры мешают развитию рыночных отношений в сфере ЖКХ

Гордеев Д. П.,

ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»

Добиться уменьшения количества административных процедур можно, только прекратив их разрабатывать. Данная проблема актуальна последние несколько лет. Об этом свидетельствует внедрение:

  • модели регионального оператора капитального ремонта (в субъектах РФ она применяется в 90 % жилого фонда);
  • систем отчетности (ГИС ЖКХ и других) , зачастую требующих значительных затрат и перегруженных информацией;
  • лицензирования; считается, что его применение позволяет вытеснить с рынка управляющие компании, недобросовестно выполняющие свои обязательства, и заменить их аффилированными или более лояльными.

Однако возникла проблема: организации, занимающиеся выдачей лицензий, оказались сильно коррумпированными. Причина тому - слишком большие размеры штрафов и широкие полномочия в определении наказания. Связано ли предложение об установлении дополнительных требований к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому положению УК, а также о необходимости их выполнения для получения лицензии с тезисом об эффективности используемых административных процедур и сокращении их количества?

Если государство таким образом будет вмешиваться в деятельность частных компаний, то конкуренция будет ограничена, УК постепенно будут укрупняться, а представители малого и среднего бизнеса и ИП не смогут управлять МКД. Эта проблема приведет к невозможности формирования здоровой конкуренции и будет способствовать росту числа административных процедур.

Одной из задач Стратегии развития ЖКХ до 2020 года необходимо было сделать изменение в течение 5 лет отношения к ЖКХ, для чего провести реформу: отстранить от управления этой сферой органы государственной власти и муниципалитеты, оставив лишь те отделы, которые занимаются переселением граждан из жилья, находящегося в аварийном состоянии.

Этой стратегии придерживаются правительства развитых стран и европейских государств постсоветского пространства. Но можно ли провести подобную реформу в нашей стране? К сожалению, вероятнее всего, что административное воздействие только усилится. Нам остается только следить за ежегодными отчетами Минстроя РФ о проделанной работе в рамках реализации Стратегии.

Основные проблемы реформы ЖКХ, актуальные для УО и ТСЖ

В настоящее время сфера ЖКХ в России находится в стадии перманентного реформирования. Есть мнение, что реформы проводятся не только для достижения поставленных задач, но и непосредственно ради факта изменений.

Проблема 1. Нарушение управляющей организацией требований лицензии.

Жилищная реформа ужесточила требования к управляющим организациям. С 1 мая 2015 года управлять МКД по договору управления компаниям разрешено только при успешном прохождении процедуры лицензирования. Одно из требований лицензии - содержание общего имущества МКД в надлежащем состоянии (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Если компания осуществляет управление МКД и при этом нарушает лицензионные требования, то это расценивается как административное правонарушение (в соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). Эта норма рассчитана на применение только в отношении лицензиатов и приоритетна над нормой общего характера, которая прописана в статье 7.22 Кодекса об административных правонарушениях. Общая норма применяется ко всем, кто несет ответственность за содержание жилья.

Однако были случаи, когда УО привлекали к ответственности по ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях. При этом в решении суда указывалось, что дело не может быть переквалифицировано по статье 14.1.3 КоАП РФ, поскольку для этого нет оснований.

Каковы последствия этого? Чиновники получили возможность быстро расправляться с управляющими организациями. Сейчас именно жилищный инспектор решает, по какой статье составлять протокол. Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает более щадящее наказание, нежели ст. 14.1.3 КоАП РФ, при нарушении которой УК должна выплатить большой штраф. Кроме того, у нее могут отобрать лицензию. Утвержденная на законодательном уровне формула для определения требований лицензии стала приговором для управляющих компаний, вынужденных обслуживать жилой фонд, степень износа которого достаточно высока. Ведь найти нарушение не составит труда почти в любом случае: это может быть выщербленная плитка на полу, наличие наледи на крыше и т. п.

Госстрой РФ в своем Постановлении от 27.09.2003 № 170 разрешил привлекать УК к ответственности в любое время, так как многие положения содержат такие оценочные понятия, как «по мере необходимости» (п. 3.5.6, 3.6.11, 3.6.14 и иные). Однако на практике была обнаружена проблема: такая необходимость оказалась зависима от финансовых планов жилищных инспекторов либо других проверяющих инстанций, которые диктуют им «сверху».

В связи с этим управляющая организация может быть в любое время привлечена к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ. Так как практика судов в рассмотрении подобных дел неустойчива, перспектива спора довольно неопределенная. Реформа в жилищной сфере не решает проблем, связанных с процедурой лицензирования управляющих организаций.

Проблема 2. Закон о штрафах управляющих компаний.

При разработке законов в рамках жилищной реформы депутаты стараются повысить размеры административных штрафов, считая, что это хорошая мотивация. Небольшое товарищество собственников жилья могут обязать выплатить 40 000 рублей за выщербленную плитку в подъезде. А источников денежных средств у него, кроме платежей от жильцов, нет. В настоящее время довольно часто УК штрафуют на большие суммы (до сотен тысяч рублей). При этом нарушения выявляют совсем незначительные.

Проблема в том, что успешное обжалование в таких ситуациях маловероятно, так как доказательственный барьер для органов государственной власти и госучреждений понижен. Суды редко встают на сторону частных компаний, признавая правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях. Объясняется это следующим: доказать, что правонарушение малозначительно, гораздо труднее, чем заявить, что УК не смогла представить достаточные доказательства малозначительности правонарушения.

Не последнюю роль играет качество образования в области юриспруденции и уровень профессионализма помощников судей. Тем не менее принимаются в нашей стране в рамках жилищной реформы и законы, облегчающие участь страдающих от необходимости уплаты больших штрафов частных организаций. К примеру, в рамках жилищной реформы был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 316‑ФЗ, дата вступления в силу которого - 4 июля 2016 г. Он дополняет ст. 4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением». Если субъектом малого или среднего бизнеса правонарушение было совершено впервые, то наказание могут заменить на предупреждение.

Минфин РФ в письме от 22.12.2016 № 03-01-15/76986 сообщает, что правило, прописанное в ст. 4.1.1 КоАП РФ, может применяется только при условии, что правонарушение совершено субъектом малого или среднего бизнеса и в первый раз. Для этого нужно представить достоверные доказательства. Сведения о субъектах малого или среднего предпринимательства можно взять в Едином реестре таковых.

Если суд отказывается применять положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, то ему необходимо доказать, что ответчик совершил правонарушение не впервые и ранее привлекался к административной ответственности. Однако практика свидетельствует о том, что это не соблюдается.

Отказ судов от применения этого положения они объясняют следующими причинами (решение Московского городского суда от 24.10.2016 № 7-13146/2016, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 № 02АП-8349/2016 по делу № А17-2706/2016):

  • выявленное нарушение несет угрозу для жизни или здоровья жильцов;
  • нарушение влечет за собой имущественный ущерб;
  • отсутствует должное отношение к выполнению публичных функций.

В связи с этим дополненная статья 4.1.1 КоАП РФ может стать эфемерным механизмом смягчения наказаний за совершаемые УО правонарушения, как и статья 2.9 КоАП РФ.

Проблема 3. Борьба с долгами и должниками.

В средствах массовой информации активно обсуждали Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве». Этот акт предусматривает возможность предоставления УО права снимать деньги со счетов банковских карт собственников жилья в счет погашения имеющихся у них долгов по оплате коммунальных услуг. Были ли новы положения данного судебного акта, принятого в рамках реформы в сфере ЖКХ, в правоприменительной практике или лишь разъяснили существующий порядок?

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2016 № 62 освещены вопросы приказного производства. Понятие судебного приказа определено в статье 121 ГПК. Это судебное постановление, которое выносится судьей. Основанием для его вынесения является заявление взыскателя в случаях, которые предусматриваются законом. К таким случаям относится и взыскание долгов по квартплате. Это указано в Федеральном законе от 02.03.2016 № 45‑ФЗ.

Тем не менее реформа не привела к изменениям. Порядок взыскания долгов изменился лишь для компаний, осуществляющих деятельность по обслуживанию жилья: поскольку приказное производство стало обязательным, то была исключена возможность предъявить иск гражданам, принципиально не оплачивающим ЖКУ и отменяющим судебные приказы, чтобы выиграть время.

Из-за того, что в результате реформы судебный приказ стал обязательным перед подачей иска, работать управляющим компаниям легче не стало. Более удобным был прежний порядок, существовавший до проведения реформы, когда в судебный орган можно было подать как заявление о выдаче судебного приказа, так и иск, и в любом случае дело было бы рассмотрено.

Проблема 4. Доступ в жилое помещение для приостановления оказания коммунальных услуг.

Инженерные системы домов старого фонда имеют технические особенности, не позволяющие в случае необходимости приостановить оказание ЖКУ без проникновения в квартиру. Правительство РФ в своем Постановлении от 26.12.2016 № 1498 утвердило упрощенный порядок приостановления ЖКУ. Одно из положений реформы - отсутствие необходимости повторно уведомлять граждан о решении за трое суток до приостановления.

Однако есть проблема: приостановление коммунальных услуг невозможно в квартирах, где прописаны дети в возрасте до 18 лет. Суд не выдает разрешение на доступ в такие жилые помещения. Статья 21 Гражданского кодекса говорит о том, что несовершеннолетние лица граждански не дееспособны в полном объеме и потому не могут сами выполнять обязанности по оплате счетов за ЖКУ. В связи с этим приостановление коммунальных услуг будет расценено как нарушение их прав (решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу № 2-2094/2015).

Так появляются должники, работать с которыми очень трудно: приостановление коммунальных услуг невозможно ввиду регистрации в квартире детей, а платить жильцы не хотят. При этом в соответствии с законодательством они не могут быть привлечены к уголовной ответственности (обязательным работам). Отсутствуют и другие разрешенные меры воздействия на них. Решение этой проблемы должно стать одной из задач реформы сферы ЖКХ.

Мнение эксперта

Основная проблема ЖКХ - отсутствие согласованности

Попов Р. М.

руководитель юридической компании «Интел-Право», г. Дубна

Здесь перечислены далеко не все проблемы ЖКХ, с которыми мы столкнулись, защищая в суде интересы управляющих организаций и товариществ собственников жилья. В нашей стране нет согласованности действий у различных политических и экономических сил. Поэтому они тянут сферу ЖКХ в разные стороны. Результат этого соответствующий.

Проблемы реформы ЖКХ, актуальные для жильцов

Можно выделить и проблемы, с которыми столкнулись граждане в результате реформы коммунальной отрасли.

Население не может быть на 100 % довольно деятельностью управляющих компаний. Их задача - стремиться к тому, чтобы проживание граждан было комфортным и безопасным. Обязательно также обеспечить бесперебойное функционирование инфраструктуры.

В настоящее время сфера ЖКХ в России находится в кризисе, об этом свидетельствует постоянное упоминание проблем коммунальной отрасли в СМИ, а также обсуждение их на высшем федеральном уровне.

Каковы же ключевые проблемы реформы в сфере ЖКХ?

1. Тарифы.

Наиболее актуальная проблема для большей части граждан. Тарифы на оплату ЖКУ довольно большие и постоянно индексируются, поэтому расходы на оплату жилья составляют значительную часть семейного бюджета, а малообеспеченные слои и вовсе не могут вовремя и в полном объеме оплачивать счета за квартиру.

Кроме больших тарифов, граждане недовольны тем, что система формирования цен на коммунальные услуги не является прозрачной.

Понять, как работает механизм начисления платы, бывает сложно даже людям, хорошо разбирающимся в экономических и юридических вопросах. Данная схема запутанная, и потому коррупциогенность ЖКХ достаточно высока. Размер платы за жилое помещение во много раз выше реальных расходов на его содержание и обслуживание.

Проблема еще и в том, что не практикуется установление тарифов на коммунальные услуги индивидуально для каждого МКД. Жилищная реформа должна решить все эти вопросы.

2. Качество и объем услуг.

Большая часть населения считает, что качество оказываемых им коммунальных услуг низкое и не соответствует их стоимости. Чтобы решить эту проблему, необходима реформа.

Износ жилого фонда очень высокий, мощностей не хватает. Системы коммуникаций проводились очень давно, а потому работа их неэффективна: наблюдаются значительные потери энергии, оплачивать которые приходится жильцам.

Есть регионы, в которых оказываемые населению ЖКУ по качеству не соответствуют требованиям, прописанным в стандартах (к примеру, могут отличаться от нормы физико-химические показатели воды).

Потребность граждан в энергоресурсах возрастает, при этом для обеспечения ими недостаточно заложенных в коммуникации мощностей. На сети оказывается значительная нагрузка, что часто является причиной сбоев в снабжении и отключений.

Среди причин предоставления некачественных коммунальных услуг - отсутствие профессиональной компетентности сотрудников сферы ЖКХ.

Для того чтобы сэкономить средства, компании зачастую трудоустраивают людей, не имеющих необходимого образования и уровня квалификации для проведения работ.

Чтобы обеспечить чистоту в подъездах, на придомовой территории, своевременно вывозить ТБО, необходимо нанять достаточное количество работников, чего, как правило, не делается. Выделяют и другие причины проблем. То, что они существуют, - следствие отсутствия государственного контроля.

3. Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли.

В нашей стране отсутствует контроль за деятельностью предприятий сферы ЖКХ, а также за качеством оказываемых ими услуг гражданам. Реформа должна решить эту проблему.

Рычагов воздействия на такие предприятия нет, они не несут ответственность за то, что не выполняют обязательства, взятые по договору о предоставлении коммунальных услуг.

Владельцы квартир могут объединиться в форме товарищества собственников жилья (ТСЖ). Данная форма насаждается во всех регионах, но она не универсальна, поскольку население не проявляет инициативу в решении организационных вопросов. К тому же уровень правовой грамотности достаточно низкий.

В связи с этим деятельность ТСЖ привела к появлению монополистов на рынке и стала препятствием для развития конкуренции. Стали практиковаться создание фиктивных товариществ собственников жилья, реализация коррупционных схем.

К примеру, если заказчик и подрядчик объединятся, то конечным потребителям придется платить по завышенным тарифам за оказываемые им ненужные услуги.

4. Износ жилищных фондов.

По данным Правительства РФ на 2017 г., в нашей стране более 800 000 граждан проживают в жилых помещениях, находящихся в аварийном состоянии.

Проживать в аварийном жилье - значит постоянно подвергать опасности свою жизнь и здоровье. Проблема аварийного жилья не может быть решена путем реализации разработанных в рамках реформы программ расселения, поскольку жилой фонд изнашивается быстрее, чем строят новое жилье.

Проблемы реформы ЖКХ и антикризисные пути их решения на государственном уровне

Как можно решить накопившиеся проблемы в сфере ЖКХ (добиться повышения качества предоставляемых услуг и работ, снизить уровень напряженности между собственниками жилья и сотрудниками предприятий ЖКХ на местах)? Какие реформы для этого следует провести?

1. Поставить главную цель - достижение баланса интересов собственников жилья, управляющих жилищным фондом и ресурсоснабжающих организаций.

К основным проблемам ЖКХ относят то, что интересы в цепочке «поставщик ресурсов - УК (ТСЖ, ЖСК) - конечный потребитель» не сбалансированы. Кроме того, стоимость энергоресурсов не всегда соответствует их качеству. Все это ведет к отказу оплачивать услуги и накоплению долгов в отрасли. На первое место необходимо ставить экономику - эффективного функционирования коммунального хозяйства невозможно добиться без рыночной системы спроса и предложения. Реформа должна быть направлена на то, чтобы сбалансировать деятельность всех участников рынка ЖКХ.

2. Создать здоровую экономику управления многоквартирными домами.

Достаточно часто граждане критикуют управляющие организации. Однако необходимо помнить о том, что они осуществляют свою деятельность ради извлечения прибыли, то есть управление МКД - это бизнес. Позволяют ли на сегодняшний день нормы права организовать эффективное управление жилым фондом? Ответ на этот вопрос скорее отрицательный.

МКД - это объект управления, имеющий следующие характеристики: степень физического износа, теплофизические, общедомовые, характеристики энергоэффективности, характеристики жильцов, объема потребления ЖКУ, характеристики хода платежей за предоставленные услуги, характеристики результатов предложенных управленческих решений.

С такого ракурса МКД никогда не рассматривали, а управляющие компании не ставили целью добиться улучшения характеристик обслуживаемого объекта или стабилизировать их. Тщательно изучаются лишь характеристики претендентов на осуществление деятельности по управлению МКД.

  • перечень технических и экономических характеристик жилья, актуальных на момент заключения договора управления;
  • стандарт, в соответствии с которым необходимо определять стоимость услуг по содержанию МКД (в него нужно включить список необходимых к проведению работ, которые позволят улучшить состояние дома).

3. Восстановить и наладить систему технического учета.

Государственная система технического учета в большей степени разрушена. Здесь тоже нужны реформы. Ранее технический учет был основан на технической инвентаризации, и органы государственной и муниципальной власти получали после ее проведения достоверные данные о состоянии объектов капитального строительства (в том числе МКД). В настоящее время практически не осталось учреждений, осуществляющих технический учет и инвентаризацию. Последствия этого следующие: обеспечивать необходимой информацией федеральные и городские программы, которые основаны на данных технического учета, стало затруднительно; осложнилось проведение конкурсов по отбору УК для управления новостройками; стало проблемой осуществлять управление МКД, в том числе и в связи с введением обязательной процедуры лицензирования; стало труднее объективно определить состояние МКД.

Вариант решения этой проблемы - провести реформу, доверив организацию и проведение технического учета субъектам РФ. При этом в обязанности властей регионов необходимо включить определение порядка, в соответствии с которым будет проводиться технический учет и инвентаризация МКД, а также организацию и ведение архива технических документов.

4. Развивать механизмы государственно-частного партнерства.

Несмотря на то что управление жильем - «вечный бизнес», частные компании неохотно инвестируют в него. Объем долгосрочных частных вложений составляет всего 8 % от суммы годового оборота организаций сферы ЖКХ. Введение долгосрочных тарифов и внесение изменений в концессионное законодательство в рамках жилищной реформы не привели к ожидаемым результатам. Количество заключенных в коммунальной отрасли концессионных соглашений достигает 700, проводится еще 268 конкурсов, но лишь около 20 концессий рассчитаны на реальное инвестирование средств на долгий срок.

Чтобы решить эту проблему, необходимо в рамках реформы внести в закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения, которые давали бы право создавать новые объекты водо-, теплоснабжения и водоотведения с использованием гибких форм ГЧП.

5. Обеспечить подлинную прозрачность.

В последнее время участились случаи неплатежей граждан по счетам за ЖКУ, задолженность на данный момент составляет 1 триллион рублей. Сумма долга за электроэнергию составляет 191 млрд руб., за природный газ - 163,3 млрд руб., за тепло - 220 млрд руб., за водоснабжение и водоотведение - 15 млрд руб. Как правило, бороться стараются с последствиями неплатежей, а не с их причинами. Одна из мер воздействия - начисление пени за неуплату. Это может стать стимулом для погашения задолженности, но не поможет решить проблему в корне.

Для решения этой проблемы нужна реформа. Необходимо, чтобы:

  • платежи за коммунальные услуги расщеплялись автоматически;
  • учет энергоресурсов осуществлялся с использованием современных систем.

Кроме того, в 2017 году появилась возможность у граждан заключать договоры непосредственно с РСО, если для этого будет грамотно разработана правовая конструкция.

В настоящее время в России четко не определен порядок, в соответствии с которым необходимо начислять объемы коммунальных ресурсов, отсутствует доступ к имеющим юридическое значение данным в части учета ресурсов, нет отлаженной инфраструктуры сбора сведений и электронной базы данных, содержащей достоверную информацию. То, что энергоресурсы не учитываются должным образом, делает невозможным планирование инвестиций в сферу ЖКХ, ведет к тому, что ценовые сигналы искажаются, способствует снижению цены на активы отрасли. Кроме того, становится невозможно объективно оценивать экономический эффект от проведения мероприятий, направленных на сбережение энергоресурсов. В результате коммунальная отрасль начинает функционировать неэффективно. Реформа ЖКХ должна быть направлена и на то, чтобы учет коммунальных ресурсов осуществлялся должным образом.

Оперативный контроль параметров работы коммуникаций (как качественных, так и количественных) невозможен, если не будет правильно, в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, организован учет энергоресурсов. Для этого необходимо в рамках реформы ЖКХ оснастить общедомовые приборы учета системой, позволяющей передавать сведения в режиме онлайн, а также системой диспетчеризации.

Приборы учета, передающие сведения о параметрах коммунальных ресурсов дистанционно по единым протоколам, должны отвечать установленным требованиям. Необходима также интеграция системы учета в ГИС ЖКХ, что позволит повысить прозрачность механизма начислений платы за жилье и контролировать качество поставляемых энергоресурсов. Только проведя такие реформы, можно решить проблему с прозрачностью сферы ЖКХ.

6. Энергоэффективность - ориентир для ЖКХ XXI века.

В нашей стране на 1 м 2 жилого помещения расход энергии выше в 2-3 раза, чем в европейских странах. Причина этого - не только характер климата, но и то, что производство и транспортировка энергии характеризуются очень низкой эффективностью, так как раньше стоимость топлива была невысокая, а запасы - огромны. Поэтому проблема экономии энергоресурсов не была актуальной.

В настоящее время появилась необходимость в разработке новых подходов, которые позволили бы сформировать единую систему управления сбережением энергии и повысить энергетическую эффективность. Нужно создать и требуемые институциональные, финансовые, организационные и другие условия. То есть необходима реформа в сфере ЖКХ.

Например, нужен стимул, чтобы совместить работы, проводимые в рамках капремонта, с энергосервисными мероприятиями. Закрывать глаза на эту проблему якобы из-за высокой стоимости работ совершенно недопустимо, так как были опубликованы данные о том, что затраты на капитальный ремонт в 2015 году составили всего 25 млрд руб., тогда как было собрано 97 млрд руб. Следует понимать, что вложения в мероприятия по повышению энергоэффективности окупятся, так как инфраструктура будет развиваться.

7. Не сбавлять темпов жилищного просвещения.

В нашей стране осознают, что у собственников недостает ответственности. Реформа сферы ЖКХ должна предусматривать организацию просвещения граждан в жилищных вопросах и постепенное изменение сознания собственников жилых помещений. Разъяснительная работа может принести свои плоды. Она должна быть включена в программу жилищной реформы.

Например, существует передача «ЖКХ от А до Я», в которой для населения детально освещаются проблемы капремонта:

  • объясняется, что капремонт МКД - неотъемлемая составляющая его эксплуатации, что его своевременное проведение гарантирует собственникам безопасное и комфортное проживание;
  • говорится о том, что добиться полной ликвидации объемов недоремонта не получится, если в этом не будут принимать активное участие владельцы квартир;
  • до сведения граждан также доводится, что если капремонт будет проводиться вовремя, то капитализация повысится, поскольку стоимость квартир в доме, где он был проведен, гораздо выше, чем в ветшающем.

Исходя из того, что в последнее время количество граждан, своевременно оплачивающих ЖКУ, возросло с 65,6 % (в 2014 г.) до 76,6 % (в 2015 г.), можно сделать выводы о пользе подобных передач. Предоставлять населению информацию необходимо и по другим, не менее важным и непонятным проблемам: внедрению энергосервисных контрактов, установке приборов учета энергоресурсов.

Мнение эксперта

Для решения проблемы реформы ЖКХ необходимо дорабатывать законодательство

Астафьев С. А. ,

канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления инвестициями и недвижимостью Байкальского государственного университета

Какие есть способы, позволяющие решить проблемы реформы ЖКХ, добиться повышения качества предоставляемых населению услуг и снижения уровня напряженности между гражданами и сотрудниками предприятий ЖКХ на местах? В каких направлениях должна реализовываться реформа ЖКХ?

1. Источник возникающих в регионах проблем - «голова».

В столице РФ функционирование коммунальной сферы регулируется единым Министерством строительства и ЖКХ, а в Иркутской области для этих целей создали две структуры - Министерство строительства, дорожного хозяйства и Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. Это привело к тому, что снизилась эффективность проведения капремонта многоквартирных домов, а также реконструкции и сноса домов серии № 335 (хрущевок).

Решить проблему можно, проведя реформу аппарата управления сферой ЖКХ области.

2. Раздробленность профильных министерств стала причиной раздробленности общественных советов при них.

Как правило, такие советы работают без контроля со стороны государственных органов. Отсутствие координации с ними ведет к невозможности помочь министерствам решить проблемы, которые связаны с жильем, находящимся в аварийном состоянии, установить контроль за тарифами на коммунальные услуги, за качеством выполняемых строительных и ремонтных работ в рамках обслуживания МКД и т. д. Однако организация единого министерства и единого Общественного совета не поможет сократить количество поступающих от граждан претензий, так как руководители субъектов РФ не несут персональной ответственности за то, насколько качественно регулируется решение проблем в сфере ЖКХ.

В России создается достаточно много организаций общественного характера, задача которых - вызвать желание у органов государственной власти решать проблемы коммунальной отрасли более качественно. К таким организациям относятся: общественные советы и палаты, НП «ЖКХ Контроль», ОНФ, комиссии по защите прав потребителей, партийные структуры, занимающиеся проблемами в ЖКХ, и др. Создание новых институтов в сфере ЖКХ ведет к увеличению затрат. Формирование различных организаций требует вложения бюджетных средств, а также отнимает время у чиновников, правительства, президента. Вновь создаваемые институты, регулирующие сферу ЖКХ, имеют стремление занять свою нишу и показать, насколько они значимы, чтобы получить поддержку государства в той или иной форме (это может быть прямое финансирование, гранты, политические дивиденды и т. д.).

Для повышения ответственности руководства субъектов РФ и получения синергетического эффекта в регионах необходима реформа: разработка и постепенное внедрение принципов, методов и инструментов, позволяющих государству и обществу регулировать сферу ЖКХ. Для этого следует сформировать государственно-общественный орган, руководить которым будет заместитель губернатора. К участию в деятельности этого органа нужно также привлечь представителей профильных общественных советов при министерствах, фонда капремонта, ОНФ и других институтов. Данный орган будет ответственен за изменение количества жалоб граждан. Деятельность же его должна быть направлена на концентрацию усилий всех сил общества с целью повысить качество строительства и управления объектами жилой недвижимости.

3. На собственниках тоже лежит ответственность за то, насколько качественным является управление многоквартирными домами.

В обязанность государственно-общественных организаций, занимающихся жилищными вопросами, необходимо включить разработку системы, позволяющей составить рейтинг УК. Его будет необходимо каждый год размещать в сети Интернет (например, в ГИС ЖКХ). Формирование рейтинга должно происходить с учетом мнения граждан.

Наличие такого рейтинга в свободном доступе приведет к принятию собственниками более ответственных решений при выборе УО, при этом у них не будет повода предъявлять претензии к власти. А она, проведя такую реформу, сможет влиять на осознанный выбор граждан.

4. Необходимо продолжить работу по внесению изменений в законодательство, которые сделают возможной быструю смену одной управляющей компании на другую.

Нужно пресечь случаи подделывания подписей и оформления сразу нескольких квитанций на уровне законодательства. Для этого рекомендуется формирование муниципалитетами подконтрольных им муниципальных организаций, выступающих в качестве промежуточного звена между плохо зарекомендовавшей себя УК и новой.

Есть вероятность того, что граждане останутся довольны работой муниципальных компаний и не захотят менять их на частные. Может случиться наоборот: государственная УО окажется на одном из последних мест рейтинга, и собственники откажутся от нее. В таких ситуациях отвечать будет глава муниципального образования. На создание подобных организаций должен пойти минимум бюджетных средств.

5. Следует помнить о том, что конкуренция на рынке ЖКУ отсутствует.

Формально конкуренция есть, однако на самом деле наблюдается монополизация рынка коммунальных услуг. Монополистами являются крупные УО, которые не дают функционировать на нем небольшим компаниям и ТСЖ. С другой стороны, если небольших УК слишком много, стоимость содержания жилья тоже возрастает.

Следует на законодательном уровне утвердить механизм, позволяющий ограничить размер УО. Такая реформа приведет к слиянию небольших компаний и дроблению захвативших рынок монополистов. Цель данной реформы - сократить затраты на управление объектами жилой недвижимости и повысить качество проводимых работ и оказываемых услуг.

О решении проблемы капитального ремонта и переселения граждан из ветхого жилья в цифрах

Сейчас много говорится о капремонте и проблемах переселения граждан из жилья, находящегося в аварийном состоянии или признанного ветхим. Следствием проведения мероприятий по ликвидации безграмотности населения в жилищных вопросах стало повышение ответственности собственников жилья и увеличение собираемости средств на проведение капремонта.

Так за 2015 год объем начислений составил 303,859 млн руб., объем сборов 155,743 млн руб., разница 148,116 млн руб., а уже в 2016 году объем начислений 1026,507 млн руб., объем сборов 932,876 млн руб., разница 93,631 млн руб. За январь 2017 года объем начислений составил 13,774 млн руб., объем сборов 11,217 млн руб., разница 2,557 млн руб., это положительная тенденция на текущий год, учитывая, что разница между начислениями за месяц в предыдущие года в среднем составляла 3,6 млн руб.

Нельзя не сказать о программе переселения граждан из жилья, находящегося в аварийном состоянии, и ветхого жилья. Ниже представлена инфографика по реализации данного проекта в 2013-2017 гг.

Если приобретается жилое помещение на вторичном рынке, то период между заключением и исполнением контракта составляет 223 дня, это самый короткий срок. В случае строительства он составляет 415 дней.

Количество созданных при долевом строительстве квадратных метров жилья составило 4 113 025. Введено в эксплуатацию - 8713 тыс. кв. м, завершен нулевой цикл - 1247 тыс. кв. м, получено разрешение на строительство - 414 тыс. кв. м, завершены основные строительные работы - 314 тыс. кв. м.

В последние годы государство видит своей целью в сфере ЖКХ улучшить жилищные условия для населения, для чего реализуются программы переселения и капремонта. Однако реформы ЖКХ не должны заканчиваться на этом. Следует стремиться к формированию рыночных отношений в жилищной сфере, так как это один из основных элементов развития экономики.

Информация об экспертах

Гордеев Д. П., ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города».

Попов Р. М., руководитель юридической компании «Интел-Право», г. Дубна. Юридическая компания «Интел-Право» оказывает правовые услуги гражданам и организациям, включая брачно-семейные споры и раздел имущества, сопровождение сделок, представительство в судах, помощь при ДТП. Юридическое обслуживание организаций, арбитраж, административное судопроизводство и налоговые споры.

Астафьев С. А., канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления инвестициями и недвижимостью Байкальского государственного университета.

Зам. Министра строительства и ЖКХ А.В. Чибис отметил, что ЖКХ должно быть «невидимым» для потребителя. Несмотря на годы реформ, жилищно-коммунальная сфера остается в целом неэффективной. Предпринимательские риски здесь существенно выше, чем в других отраслях. О проблемах управления жилищно коммунального хозяйства расскажем в этой статье.

Истоки управленческих проблем в ЖКХ

Для того, чтобы стать «невидимой», сфере ЖКХ нужны большие изменения. В настоящий момент этому серьезно мешает коррупция и низкая квалификация работающих в отрасли людей. Управляющие организации часто сами отказываются заниматься содержанием многоэтажек и привлекают для этого подрядчиков. Последние для снижения издержек нанимают в качестве уборщиц и дворников граждан сопредельных государств.

Обслуживанием сантехники и электросети в домах занимаются специалисты с недостаточной квалификацией, так как в УК обычно платят меньше, чем на средних или крупных предприятиях. В результате страдает качество предоставления услуг, и жильцы начинают жаловаться на управляющую компанию. В статье электронного журнала наши эксперты подробно описали, какие бывают и как можно .

Дополнительные проблемы создают многочисленные ветхие и аварийные дома, оставшиеся с советских времен. Их расселение идет, но темпы его во многих местах слишком низкие. В некоторых домах предаварийное состояние фиксировалось уже к моменту приватизации, и капремонт в них должен был проводиться за государственный счет. Однако этого не произошло. Сети подачи воды и тепла также серьезно изношены, в результате чего происходят аварии и поступают жалобы.

Что нужно для решения управленческих проблем в ЖКХ

Развитие сферы ЖКХ в нашей стране осложняется уже тем, что она финансируется по остаточному принципу. В таких условиях нужен целый комплекс действий, включающих в себя:

  • снижение напряженности и недопонимания между властью и гражданами, сокращение масштабов коррупции, в том числе, за счет ужесточения ответственности за преступления в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • продолжение развития конкуренции между управляющими компаниями;
  • внедрение профессиональных стандартов для работников ЖКХ и системы оценки их знаний. Это позволит отсеять людей с низкой квалификацией и заставить тех, кто хочет продолжать работать получать теоретические знания и практические навыки для обслуживания вверенных объектов.

Одновременно нужно поднимать уровень зарплат для рабочих, так как он остается одним из наиболее низких в стране. Для достижения этого предлагается принимать соответствующие законы и проводить контрольно-надзорные процедуры для отслеживания их соблюдения. Размер заработной платы руководителей УО не должен быть в разы выше, чем у рядовых сотрудников.

Пути решения управленческих проблем в ЖКХ

Накапливающиеся проблемы в жилищной сфере взаимосвязаны. Из-за недостаточного качества оказываемых услуг продолжает сохраняться напряженность между сотрудниками коммунальных предприятий и населением.

1. Реформирование управления жилищным сектором в регионах. В столице представлением интересов отрасли занимается единое министерство – Минстрой. В его ведении находится и строительство, и ЖКХ. В то же время, к примеру, в Иркутской области в эти вопросы вовлечены два министерства: одно занимается строительством и дорожным хозяйством, второе – жилищной политикой, энергетикой и транспортом. Из-за такого разделения одинаковые задачи часто реализуются со сниженной эффективностью. К примеру, так было с капремонтами, реконструкцией и сносами «хрущевок» (335-я серия домов).

2. Из-за раздробленности профильных министерств в аналогичном состоянии находятся работающие при них общественные советы. Часто власти не обращают внимания на работу таких советов, а они не могут оказывать министерствам необходимой помощи без налаженной взаимной координации. Эти организации занимаются аварийными и ветхими домами, контролируют тарифы за ЖКУ, следят за качеством строительства и ремонта МКД, и так далее. Однако даже появление единого министерства и работающего с ним одного Общественного совета не сможет резко сократить число жалоб жильцов. Причина этого – отсутствие у глав регионов персональной ответственности за то, как решаются проблемы в сфере ЖКХ.

В стране появляется множество общественных организаций, задачей которых является стимулирование властей к более качественному решению проблем жилищной сферы. Этим занимаются:

  • общественные палаты и советы;
  • НП «ЖКХ Контроль»;
  • защищающие права потребителей комиссии;
  • отдельные структуры в партиях, специализирующиеся именно на вопросах ЖКХ, и так далее.

Большое число подобных организаций отлично демонстрирует проблемы формирования институциональной экономики на примере конкретной отрасли. Появление все новых структур отнимает бюджетные средства, а также время законодателей и высших руководителей государства. Институты, в свою очередь, хотят показать значимость, которая поможет им в получении государственной поддержки в том или ином виде: прямые денежные вливания, гранты, политические дивиденды и так далее.

Добиться синергии и повышения ответственности глав регионов можно. Для этого нужно формировать и внедрять в субъектах федерации систему совместного государственного и общественного регулирования жилищной сферы. Здесь нужен отдельный орган, который будет работать под руководством замглавы региона, и включать в себя представителей фонда капремонта, общественных советов при министерствах, ОНФ и прочих профильных организаций. Именно этот орган и будет отвечать за увеличение или снижение числа жалоб граждан. Он же займется концентрацией усилий всех разобщенных общественных сил на общей цели – улучшении качества строительства и обслуживания домов.

3. Важно также помнить и об ответственности самих владельцев квартир за качественное управление домом. О том, как организовано управление в МКД с большим количеством собственников, мы уже говорили. Появляющиеся при главах регионов государственно-общественные органы, занимающиеся сферой ЖКХ, нужно обязать создать рейтинговую систему для управляющих компаний.

Так граждане станут с большей ответственностью выбирать для своих домов управляющие организации, а количество их претензий к властным органам в будущем снизится. В то же время власти получат дополнительный инструмент воздействия на осознанный выбор людей.

4. Необходимо продолжать корректировать законодательство для того, чтобы граждане могли в короткие сроки поменять управляющую компанию. На уровне отдельных законов требуется пресечь практику рассылки нескольких параллельных квитанций и подделок подписей собраний. Для этого крупным муниципалитетам рекомендуется создавать подведомственные муниципальные организации, обеспечивающие в качестве промежуточных звеньев переход от не выполняющей свои обязанности УК к той, которая будет работать более эффективно.

Не исключено, что граждане в будущем захотят обслуживаться у качественно работающих муниципальных компаний. Существует также риск того, что эти организации окажутся внизу рейтинга, и жильцы станут отказываться от предлагаемых ими услуг. Однако это будет объективный процесс, ответственным за который окажется руководитель муниципалитета, не организовавший качественное обслуживание находящихся на его территории многоэтажек.

Здесь важно отметить, что при создании таких компаний участие муниципального бюджета должно быть минимальным.

5. Еще одна давняя проблема – отсутствие нормальной конкуренции на рынке ЖКУ. Формально ее ничего не ограничивает, но на практике управляющие компании между собой почти не соперничают. Стандартная ситуация заключается в том, что большая УО становится монополистом и использует все доступные ей средства для предотвращения попадания на рынок прочих компаний и ТСЖ. При этом нужно понимать, что большое число мелких УК приводит к росту расходов для потребителей, так как у них нет эффекта масштаба.

В такой ситуации нужно дорабатывать антимонопольное законодательство для появления в нем механизма, который ограничивал бы размеры управляющих компаний. Это даст сразу два положительных эффекта:

  • монополисты будут раздроблены;
  • мелкие игроки пойдут на укрупнение через слияния.

В результате повысится качество обслуживания, и одновременно с этим сократятся .

6. Значительная доля жалоб жильцов приходится на существующую систему капремонта. Потребители регулярно высказывают свое возмущение необходимостью вносить средства в общий котел. О нерациональности этой системы говорят и некоторые эксперты, и даже специалисты из властных органов. Проблема здесь вполне традиционная – сначала принимается закон, после чего появляются сложности в его реализации и начинаются поиски путей их разрешения. К примеру, люди не понимают, зачем им оплачивать капремонт новостройки, в которую они только заселились.

Сбор средств с жильцов на ремонт можно было организовать иным способом. Один из вариантов – повышение налога на недвижимость, часть средств из которого отправлялась бы на капитальный ремонт. Такая схема вызывала бы куда меньше вопросов. Работающие в регионах фонды капремонта существовали бы как федеральные учреждения, и их основная деятельность (выполнение ремонтных работ) финансировалась бы целиком за счет собранного налога на недвижимость. В существующей ситуации для снижения накала напряженности между жильцами домов и компаниями ЖКХ можно порекомендовать только одно – сильнее стимулировать граждан к созданию спецсчетов.

Для большинства домов именно формирование специального счета для накопления денег на капитальный ремонт является приемлемой формой. Однако тут сначала нужно решить вопрос с исправлением изначально разработанного несовершенного законодательства. Нельзя продолжать мириться с практикой, когда происходит обесценивание накапливаемых на специальном счете средств. Улучшения в данном направлении начали происходить совсем недавно.

Есть реальный опыт одного ТСЖ, которое попыталось поместить средства в размере 200 000 рублей со своего спецсчета на депозит в Сбербанке. Банковская организация определила, что не снижаемый остаток на специальном счете должен составлять не менее 500 000 рублей. Это значит, что ТСЖ предстояло накапливать средства еще несколько лет, чтобы ему наконец-то разрешили отправить что-то на депозит. Годовой прирост по рассматриваемому депозиту составлял 6-7 процентов. Это вполне нормальная цифра с учетом того, что на законодательном уровне планируется закрепление ставки для кредитования на капремонт не выше 10 процентов.

Для улучшения ситуации в этом направлении нужно развивать работу с банками и связывать долгосрочные специальные счета с ипотечными кредитами. Оптимальной была бы схема, при которой:

  • средства отправляются на пополняемые депозиты на 5-10 лет, причем делать это можно в первый же год создания специального счета;
  • банковские организации выдают ипотечные кредиты или займы на выполнение капремонта по льготным ставкам – 10-11 процентов.

7. Нужно бороться с низкой квалификацией кадров, работающих в жилищной сфере. В строительстве ситуация в этом направлении была улучшена за счет появления СРО и необходимости иметь в штате нужное количество специалистов с определенной квалификацией. В ЖКХ надо и далее развивать систему оценки профессионализма. Это относится не только к рядовым сотрудникам, но и к руководителям управляющих организаций. Для отрасли уже создано примерно 60 профессиональных стандартов. Близка к завершению система создания центров, которые будут заниматься в регионах оценкой квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства.

Властные органы необходимо подталкивать к заключению соглашений с объединениями работодателей в сфере ЖКХ, чтобы система оценки профессиональных навыков была отлажена совместными усилиями. Такую работу нужно наладить не только с муниципальными предприятиями. Значительно важнее вовлечь в нее частные организации. Изначально в законодательстве для частных компаний не было предусмотрено обязательство по оценке квалификации привлекаемых сотрудников. Эту ошибку нужно исправлять.

8. Минстрой активно продвигает свою образовательную программу под названием «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура». В то же время ее реализация на практике вызывает много вопросов. Для начала вузам нужно лицензироваться на обучение по этому стандарту. Однако в современных условиях учебные заведения неохотно подают заявки на какие-либо лицензии в принципе, потому что это запускает их тотальные проверки.

Процесс лицензирования очень сложен, и нередко для вуза он просто непосилен. Его преподаватели и без дополнительных направлений обучения загружены необходимостью писать формальные рабочие программы и выполнять прочие бюрократически обоснованные действия. Бюрократизация работы школьных и вузовских преподавателей с каждым годом становится все очевиднее.

Есть и другой нюанс. Программу Минстроя можно лицензировать, но для ее продвижения необходимо выделять бюджетные места на обучение. В текущих условиях количество мест на «бюджете» в вузах только снижается. Сектор ЖКХ для молодых людей остается малопривлекательным, поэтому ожидать наплыва желающих обучаться этой специальности на платной основе было бы странно.

Описанную проблему можно решить следующим образом. Минстрою нужно согласовать с Минобрнауки перечень уполномоченных вузов в каждом субъекте федерации для прохождения этими учебными заведениями упрощенной и ускоренной процедуры лицензирования по рассматриваемому направлению обучения. Кроме этого, необходимо даже в условиях сокращения числа бюджетных мест выделять в каждом регионе 20-25 таких мест для бакалавров и 10 мест для магистров.

9. Еще один значительный пакет изменений в работе отрасли появился с запуском ГИС ЖКХ. Во введении этой системы есть нечто общее с капремонтом – формулируется определенная идея, ее воплощают в жизнь, а нестыковки в практической реализации устраняются уже в процессе работы. При всех описываемых преимуществах для населения, информационная система повышает затраты на содержание многоэтажных домов. ТСЖ и управляющим организациям непросто разобраться с тем, как подключиться к ГИС ЖКХ и заполнить необходимые базы данных. В результате по всей стране появляются фирмы и отдельные специалисты, предлагающие платную помощь в этих вопросах.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

При наличии не до конца отлаженной системы властные органы хотят штрафовать УК за неразмещение информации, а также говорят о прочих возможных санкциях, например, о лишении права начислять пени потребителям-должникам. В то же время управляющие компании вынуждены совершать двойную работу, потому что разработчики ГИС ЖКХ не реализовали возможность выгрузки на портал сведений из «1С» и прочих подобных программ.

Все перечисленные проблемы были бы исключены при работе института государственно-общественного регулирования. Готовящиеся к принятию законы сначала проходили бы обсуждение с прогнозированием их последствий в среде всех работающих в ЖКХ общественных организаций. При прохождении такой «экспертной» проверки и получении одобрения запускаемые в работу законопроекты были бы значительно эффективнее и не требовали бы дальнейших серьезных корректировок.

★ ВНИМАНИЕ ★

Предлагаем воспользоваться новым сервисом

Внесение данных в ГИС ЖКХ

Наши эксперты сделают за Вас всю работу по внесению данных в ГИС ЖКХ.

В нашей компании вы получаете не только 100% качественный сервис ,
но и гибкую систему скидок !

Нажмите на кнопку и мы подробнее расскажем Вам об услуге.

Решать проблемы в сфере ЖКХ необходимо комплексно, затрагивая и образование специалистов, и региональные системы регулирования процессов, и законодательную работу. Общим итогом этого будет рост удовлетворенности потребителей качеством предлагаемых услуг. Это важно, в том числе, с точки зрения улучшения отношений населения и власти. Обязательным моментом здесь является возникновение личной ответственности региональных руководителей и их замов.

Для решения накапливающихся многие год проблем необходимо наладить обратную связь с обществом. Во власти зачастую ориентируются на интересы управляющих компаний, боясь недовольства граждан при появлении затруднений в их функционировании. Однако представители властных органов эту проблему тоже понимают, и думают о том, как на законодательном уровне реформировать работу УК, чтобы они не могли манипулировать своим положением и общественными настроениями.

Сегодня хотелось бы поговорить об основных проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством в нашей стране

Когда речь заходит о положении с ЖКХ, в последние годы стали говорить, что у России не две, а три беды (включая находящееся в кризисе жилищно-коммунальное хозяйство). Мы составили небольшой список актуальнейших проблем в данной сфере, а также пути их решения.

1) Несовершенство порядка формирования тарифов, непрозрачность формирования цен/тарифов за услуги. Т.е. по сути человек не знает за что конкретно он платит. И, как правило, никто не идёт проверять верно ли установлены расценки и вообще «правильно ли посчитали».

2) Несоответствие размеров платежей за использование жильём и фактическим затратам на его содержание. Здесь потребитель явно переплачивает, а кроме того зачастую оплачивает то, что не должен.

3) Плохая управляемость, неконтролируемость, а также откровенно низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими. Отсутствие контроля со стороны государства ведёт только к ухудшению качества подобных работ.

4) Несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией всего жилищного фонда.

5) Иждивенческое отношение пользователей к собственному жилью. А это, как известно, приводит к его быстрому физическому и моральному износу.

6) Высокая степень региональной дифференциации состояния обеспеченности и качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

7) Износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т.д.) и низкую энергоэффективность (известно, что порядка 70% жилого фонда страны построено до 1970 г., износ основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств; если в начале 90-х годов в среднем по Украине на 100 км коммунальных сетей приходилось 30-40 аварий, то в последние годы этот показатель достиг 180 аварий на 100 км водопровода и 10-20 на 100 км сетей теплоснабжения.

8) Несоответствие имеющихся на сегодняшний день инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям. В условиях российских реалий это может обернуться в один прекрасный день весьма плачевными явлениями.

9) Запредельно высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе.

10) Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности отрасли, прежде всего в сфере диверсификации поставщиков услуг.

11) Неэффективная система управления, зачастую слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг.

12) Незавершенность приватизации жилищного фонда в части ассоциирования собственников жилья в многоквартирных домах в объединение совладельцев (ОСМД).

К списку проблем прилагаются и варианты решений. Уже давно специалистами выявлены направления для реформирования этих структур. Вот основные из них.

2)Формировать государственную жилищную политику с привлечением льгот и снижений по процентам для кредитов компаниям, работающим в данной сфере.

3)Совершенствовать систему финансирования ЖКХ, оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной защиты населения, осуществлять эффективную для населения тарифную политику.

4)Демонополизировать жилищно-коммунальное хозяйство, развивать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг.

5)Создавать развитую конкурентную среду на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрять комплексную реконструкцию кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе.

6)Рекомендуется повышать эффективность использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышение энергоэффективности зданий, создание стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходование энергоресурсов.

7)Совершенствовать организационные структуры управления в сфере ЖКХ.

8)Технически переоснастить жилищно-коммунальное хозяйство, приблизить к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.

В-общем, ничего сложного. Достаточно иметь желание и немного политической воли, чтобы предотвратить грядущую катастрофу в данной сфере. Когда же у руководства страны появятся воля и желание решить указанные проблемы простыми и давно известными способами неизвестно.

На сегодняшний день проблемы ЖКХ в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.

Кроме того, сфера ЖКХ и ее устойчивое функционирование является еще гарантом социальной безопасности населения. Поэтому предоставление качественных услуг сферой ЖКХ очень важно.

http://viro73.ru

Проблемы и их решение

Жилищно-коммунальное хозяйство является вполне естественной монополией, которая при правильном регулировании со стороны государства способна функционировать на самом высоком уровне.

На протяжении не одного года руководство страны предпринимает меры, направленные на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, однако на сегодняшний день желаемый результат пока не достигнут.

Проблемы ЖКХ в России решаются с помощью реформирования на государственном уровне, а именно:

  1. Одно из заседаний Президиума Государственного Совета Российской Федерации было полностью посвящено вопросу реформ в сфере ЖКХ.
  2. Был разработан план комплексного решения проблем ЖКХ в России.
  3. Принят федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Аварийное состояние систем жизнеобеспечения граждан обусловлено такими факторами:

  • моральный и физический износ обслуживающего оборудования;
  • неправильная эксплуатация;
  • ошибки персонала;
  • несвоевременное устранение неполадок.
    http://bb-auto.ru

Возникновение таких факторов обуславливается недостаточным финансированием данной сферы, закрытием многих предприятий в связи с банкротством, неправильной тарифной политики и ценообразования. Все это говорит о глубоком кризисе в ЖКХ России.

Проблемы сегодня

Сейчас в России проводится политика привлечения в сферу ЖКХ частного бизнеса и создания для него хороших условий, что могло бы гарантировать долгосрочное сотрудничество. Также проводится пересмотр тарифных планов и социальная поддержка незащищенных слоев населения. Государством проводится искусственное сдерживание цен на услуги ЖКХ.

Реализация проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры позволит значительно повысить эффективность использования природных ресурсов и качества предоставляемых услуг.

По подсчетам специалистов на данный момент жилищно-коммунальный комплекс требует инвестиций в размере 1,456 триллионов рублей. Однако такая потребность в средствах не может быть обеспечена государством в полном объёме. Поэтому стоит рассматривать жилищно-коммунальный комплекс как большой рынок, которому необходимы финансовые влияния. Поэтому сейчас проводятся программы по формированию финансовой привлекательности сферы и привлечению внебюджетных средств.

“Еще одним условием успешной реализации плана по модернизации сферы ЖКХ являются полноценные рыночные отношения в этой сфере. Именно привлечение коммерческих фирм позволит создать здоровые конкурентные условия и повысить качество предоставляемых услуг. Также нужно создание правовой и экономической платформы, благодаря которым можно было бы говорить о возможной переориентации рынка услуг в сторону ЖКХ”.

При этом государство должно разделять и принимать на себя часть рисков и трудностей по совершенствованию этой сферы. Частные фирмы позволят повысить качество услуг и добиться их соответствия мировым нормативным показателям качества.

Это в свою очередь потребует от государства создания и поддержки систем и специальных программ обучения и повышения квалификации кадров для этой отрасли. Программы обучения также можно проводить на частных фирмах и в образовательных центрах с поддержкой со стороны государства.

Видео: Базовые проблемы ЖКХ

Включайся в дискуссию
Читайте также
Особенности системы классификации гостиниц в россии Классификацией гостиниц предусмотрены
Частная экономика Частью частного сектора экономики являются
Жилищные проблемы жкх и пути их решения