Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Статистическое наблюдение. Понятия и требования статистического наблюдения Каким требованиям должно отвечать статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

Начальной стадией экономико–статистического исследования является статистическое наблюдение. Использование объективной и полной информации, которую получают в ходе статистического наблюдения, на последующих этапах исследования обеспечивает научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Объектом статистического наблюдения выступает совокупность, в пределах которой проводится наблюдение. Единица статистического наблюдения – это элемент изучаемого объекта, который представляет необходимые первоначальные сведения Черты и свойства единиц совокупности называют признаками. Для того чтобы получить сведения, нужно разработать программу наблюдения. Программа статистического наблюдения должна содержать перечень признаков, которые будут характеризовать отдельные единицы совокупности.

Процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов:

1) программно – методологическая подготовка проведения наблюдения. На данном этапе определяются цели и объекты наблюдения, признаки, подлежащие регистрации, разрабатываются документы для сбора данных, определяются методы и средства получения данных и другое;

2) организационная подготовка проведения наблюдения Этот этап подразумевается следующие виды работ: подбор и подготовка кадров; составление календарного плана работ по подготовке и проведению статистического наблюдения обрабатываются материалы, которые будут использованы в статистического наблюдении;

3) на третьем этапе выбирают форму, способ и вид статистического наблюдения. Важнейшим этапом в проведении статистического наблюдения – является сбор данных наблюдения, накапливание статистической информации;

4) контроль данных статистического наблюдения;

5) на последней ступени статистического наблюдения делаются выводы и предложения по проведению статистического наблюдения.

Результаты, полученные в ходе статистического наблюдения, подвергают контролю со стороны их достоверности, полноты и возможности допущенных ошибок или неточностей.

Существуют следующие требования, которым должно отвечать статистическое наблюдение:

1) наблюдаемые явления должны иметь ценность и выражать определенные социально–экономические типы явлений;

2) сбор статистических данных должен обеспечить полноту фактов, которые рассматриваются в изучаемом вопросе;

3) для того чтобы обеспечить достоверность статистических данных, нужно тщательно и всесторонне проверить качество собираемых объектов – это является одной из самых важнейших характеристик статистического наблюдения;

4) для того чтобы создать хорошие условия для получения объективных материалов, необходимо научно организовать статистическое наблюдение.

2. Формы, виды и способы статистического наблюдения

К основным организационным формам статистического наблюдения относят: отчетность и специально организованное наблюдение.

Важнейшей формой статистического наблюдения является отчетность.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в соответствующие статистические органы поступают в определенные сроки сведения от предприятий и организация, которые осуществляют экономическую деятельность. Сведения должны подаваться в установленном законом порядке отчетных документов.

Отчетные документы должны быть заполнены на основании данных первичного учета и подписаны лицами, ответственными

за предоставленные сведения. Органами государственной статистики утверждаются формы статистической отчетности.

В коммерческой деятельности отчетность подразделяется на:

1) общегосударственную – обязательна для всех организаций и представляется в сводном виде в органы государственной статистики;

2) внутриведомственную – эта отчетность действует в пределах ведомств и министерств. Существуют следующие формы отчетности:

1) типовой называют отчетность, которая содержит показатели, одинаковые для всех предприятий, учреждений различных организационных форм, а также для иных видов деятельности

2) если предприятие имеет свои определенные особенности, то в эту организацию вводится специализированная отчетность;

3) отчетность, предоставляемая каждым предприятием в одинаковые промежутки времени, называется периодической;

4) отчетность, которая поступает в органы статистики по мере необходимости, называется единовременной отчетностью. Каждая организация вправе выбирать, по какому способу ей предоставить отчетные данные.

В настоящее время существует большое множество способов поступления статистических данных в органы статистики, например почтовая и срочная предоставляется по телеграфу, телетайпу факсу и другими способами. Специально организованное статистическое наблюдение – это сбор сведений посредством переписей, единовременных обследований и учета. Примером специально организованного статистического наблюдения может служить инвентаризация на предприятии.

Рассмотрим следующие виды статистического наблюдения:

1) если обследованию подвергается абсолютно все единицы изучаемой совокупности явлений и процессов, то это сплошное статистическое наблюдение;

2) если обследованию подвергаются часть единиц изучаемой совокупности явлений, то это несплошное статистическое наблюдение;

3) выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке;

4) монографическое обследование – это детальное изучение и описание определенных единиц совокупности;

5) если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это называется методом основного массива;

6) сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;

7) если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются, то это наблюдение называется текущим;

8) если же наблюдение осуществляется нерегулярно, но только тогда, когда требуется, это наблюдение называется единовременным;

9) периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

В зависимости от источников собираемых сведений различают:

1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;

2) опрос – это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;

3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.

Предоставление предприятиями, организациями статистических отчетов о своей хозяйственной деятельности в строго установленном порядке называют отчетным способом. Вид статистического наблюдения, предполагающий предоставление сведений в органы, которые и ведут наблюдение, в явочном порядке называют явочным способом.

Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.

Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.

3. Программно–методологические вопросы статистического наблюдения

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения. Прежде чем производить статистическое обследование деятельности организации, необходимо определить отличительные черты и важнейшие признаки изучаемого объекта.

Первичный элемент объекта статистического наблюдения являющийся носителем определенных признаков, называют единицей наблюдения, а первичную ячейку, от которой будут в дальнейшем получены статистические сведения, называют единицей совокупности.

Требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения:

1) программа наблюдения должна содержать все основные для нее признаки, черты, характеризующие те явления и процессы, которые будут в дальнейшем использованы в разработке материалов статистического наблюдения;

2) все контрольные вопросы, входящие в программу наблюдения, должны быть кратко, но четко сформулированы;

3) степень полноты и достоверность полученных в ходе статистического наблюдения данных зависят от качества программы;

4) вопросы, рассматриваемые в данной программе, должны быть изложены в логической последовательности.

Статистические формуляры – это специализированные документы определенной формы, которые предназначены для учета и отчетности. В формуляре статистического наблюдения содержатся перечень вопросов программы и места для записи ответов на них. Данный формуляр состоит из: титульной части, которая включает в себя наименование статистического наблюдения и органа, его проводящего, дату и наименование органа, утвердившего данный формуляр; адресная часть формуляра должна содержать запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения, их соподчиненность.

Формуляр имеет различные формы выражения и наименования: переписной лист, бланк, опросный лист, форма отчетности, анкета и т. д.

К системам статистического формуляра относятся: индивидуальный формуляр, предназначенный для регистрации ответов на вопросы программы наблюдения, но только по одной единице наблюдения; списочный формуляр предназначен для регистрации в нем же ответов на вопросы программы наблюдения о нескольких единицах наблюдения. Для того чтобы единообразно толковались вопросы, содержащиеся в формулярах, может быть дан статистический подсказ. Статистический подсказ – перечень возможных ответов на поставленные вопросы. К статистическим формулярам составляется инструкция – это документ, в который входят разъяснения и указания по программе статистического наблюдения, а также в нем отражают цели и задачи наблюдения, сведения об объекте и единицах наблюдения, сроки и время проведения наблюдения. Инструкция должна быть составлена просто, кратко и ясно.

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

Организационный план – это документ, в нем должны быть отражены важнейшие вопросы по организации и проведению предстоящих мероприятий. Он составляется для того, чтобы успешно проводить статистические наблюдения. В нем указываются: органы, проводящие наблюдения, время и сроки наблюдения, подготовительные работы, которые были проведены для дальнейшего наблюдения, порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения статистического наблюдения, порядок его проведения, порядок приема и сдачи материалов, получение и предоставление предварительных и окончательных итогов. Вопрос о времени проведения статистического наблюдения должен быть обязательно решен, включая выбор сезона, срока и критического момента наблюдения.

Для того чтобы выбрать сезон, нужно проследить, чтобы изучаемый объект пребывал в обычном для него состоянии.

Время начала и окончания сбора статистических данных называют периодом, или сроком.

Временем наблюдения называют время, к которому будет отнесена собранная статистическая информация.

Критической называют дату, по состоянию на которую сообщаются сведения.

Критическим моментом статистического наблюдения называют момент времени, по состоянию на который фиксируются собранные данные, которые получены в процессе статистического наблюдения, например выбирают момент окончания одних суток и начала других.

Организация, осуществляющая подготовку, проведение статистического наблюдения и несущая ответственность за свою работу, – это орган наблюдения. У органа наблюдения должны быть четко определены сферы деятельности, функции, права круг обязанностей, за которые он несет ответственность.

Место, где происходит регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров, называют местом статистического наблюдения.

5. Ошибки статистического наблюдения и контроль материалов наблюдения

Важнейшей задачей статистического наблюдения является достоверность и точность собираемой статистической информации.

Точность – это уровень соответствия значения какого–либо признака или показателя, который был получен вследствие статистического наблюдения, действительному его значению. В процессе подготовки и проведения статистического исследования чтобы предупредить возможность появления отклонений или разности между исчисленными показателями, нужно предусмотреть и осуществить ряд мероприятий. Если же такие отклонения возникли, их называют ошибками статистического наблюдения.

Материалы, собранные в результате наблюдения, подвергаются всесторонней проверке и контролю. Они проверяются с точки зрения полноты охвата всех единиц совокупности наблюдения и правильности заполнения документов и в порядке логического и арифметического контроля.

Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные между собой вопросы программы наблюдения с целью выявления логически несовместимых ответов.

Счетный контроль сводится к проверке общих и групповых цифровых итогов и их сопоставлению. Задача его – обнаружить и исправить неверные итоги числовых показателей.

Ошибки статистического наблюдения – это ошибки репрезентативности и ошибки регистрации.

Ошибки репрезентативности показывают, в какой степени выборочная совокупность представляет генеральную совокупность. Эти ошибки возникают потому, что наблюдению подвергается только часть единиц изучаемой совокупности, и сведения эти не могут абсолютно точно отобразить свойства всей массы явлений совокупности.

Возникающие в результате неправильного установления фактов ошибки регистрации можно подразделить на:

1) случайные – это ошибки, которые могут дать искажения как в одну, так и в другую сторону;

2) систематические ошибки, возникающие вследствие нарушения принципов непреднамеренного отбора единиц изучаемой совокупности. Систематические ошибки опасны, потому что они влияют на полученные итоговые показатели;

3) преднамеренные ошибки возникают вследствие умышленного искажения фактов.

6. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

Статистическая информация, которая предоставляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, для проведения государственных статистических наблюдений, в зависимости от характера содержащихся в ней сведений может быть открытой и общедоступной или отнесенной в соответствии с законодательством к категории ограниченного доступа.

Госкомстат России обеспечивает в пределах своей компетенции защиту статистической информации, в том числе сведений, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, и сведений конфиденциального характера, разрабатывает перечень сведений конфиденциального характера, получаемых при проведении государственных статистических наблюдений, и порядок их предоставления пользователям.

Госкомстат России гарантирует отчитывающимся субъектам конфиденциальность полученной от них статистической информации по формам государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных) и предусматривает соответствующую запись об обеспечении гарантии на бланках форм.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), кроме отнесенной к государственной тайне, Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями третьим лицам осуществляется при наличии письменного согласия предоставивших эти данные отчитывающихся субъектов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения (первичных статистических данных), которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Госкомстатом России, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г. № 41, ст. 4673).

7. Ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом, ответственным за предоставление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, предоставление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Производство дел об административных правонарушениях порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Госкомстату России, его территориальным органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при предоставлении искаженных данных или нарушении сроков предоставления отчетности, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности».

8. Пути совершенствования статистического наблюдения

Всестороннее исследование происходящих в обществе преобразований, экономических и социальных процессов методом научно обоснованной системы показателей, обобщение и прогнозирование путей развития хозяйств, выявление резервов роста эффективности общественного производства является основной задачей статистической науки в настоящее время.

В концепции создания автоматизированной статистической информационной системы рассматриваются пути и направления по решению таких важных задач, как разработка научно обоснованной системы статистических показателей и научная организация статистического наблюдения.

Система статистических показателей социально–экономического развития является единой для всех уровней управления, обеспечивается единой методологией их исчисления. Она призвана обеспечить получение информации, которая будет характеризовать состояние и развитие экономической, социальной, политической и общественной жизни во всех сферах и на всех уровнях управления.

Получение необходимых данных о количественных и качественных значениях тех или иных показателей должно изменяться в соответствии с требованиями системы статистических наблюдений.

Совершенствование статистического наблюдения обеспечит повышение содержательности, достоверности и оперативности отчетных данных на основе статистической отчетности, переписей, единовременных учетов.

Основные принципы формирования системы статистического наблюдения: статистическая отчетность должна содержать систему отчетных показателей и обеспечивать возможность контроля над ходом выполнения плановых программ; выборочные обследования, перепись, учеты, цензы должны обеспечивать получение количественных значений статистических показателей с целью их последующего экономического анализа.

Основной целью системы отчетных показателей является контроль за проведением, выполнением и достижением контрольных цифр, государственных заказов, соблюдением установленных нормативов и лимитов.

В настоящее время изменяются организационные структуры управления хозяйством, формы и методы ведения хозяйства, активно формируются малые и совместные предприятия, акционерные общества, расширяется сфера применения арендных отношений.

В связи с этими изменениями статистическим органам нужно разработать и осуществить программу совершенствования организации статистического наблюдения.

Программный подход позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию системы статистического наблюдения – от постановки вопросов до разработки конкретных форм отчетности.

В настоящее время уже разработаны некоторые основные направления совершенствования системы статистического наблюдения: это формирование на базе системы статистических показателей социально–экономического развития перечня важнейших мероприятий по наблюдению за ходом реализации экономических реформ в системе народнохозяйственного управления; методика важнейших показателей, учитываемых при проведении переписей единовременных, выборочных и монографических обследований.

Рассмотрим последовательность этапов разработки и реализации совершенствования статистического наблюдения.

1. Необходимо определить перечень показателей, которые будут характеризовать экономические процессы, для сплошного наблюдения, а также перечень показателей и объектов статистического наблюдения; информация по ним может быть получена при помощи выборочного наблюдения и единовременного учета

2. Разработка и внедрение форм отчетности для сплошного наблюдения, а также программ и форм выборочного наблюдения и математического аппарата для распространения данных выборочного наблюдения на всю совокупность объектов.

3. Разработка системы цензовой отчетности и необходимого математического аппарата для распространения данных цензовой отчетности на всю совокупность объектов.

4. Обучение экономистов методам выборочных, монографических обследований и цензовой отчетности.

1. Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства.

2. Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

3. При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

4. В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые.На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?».

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения,списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Места и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.



Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

1. Установление критического момента (даты) или интервала времени;

2. Определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.

49. Средняя хронологическая в статистике; способы её вычисления для интервальных и моментальных рядов динамики.

Динамическими рядами в статистической науке называют статистические данные характеризующие изменения явлений во времени, они строятся для выявления и изучения возникающих закономерностей в развитии явлений в различных сферах жизни общества.

В рядах динамики имеются два главных элемента:

1. показатель времени (t);

2. уровни развития изучаемого явления (у).

В рядах динамики в качестве показателей времени могут выступать определенные даты времени или отдельные периоды.

Уровни, образующие ряды динамики, определяют количественную оценку развития во времени исследуемого явления или процесса, они могут выражаться относительными, абсолютными либо средними величинами. Уровни рядов динамики в зависимости от характера исследуемого явления могут относиться к определенным датам времени или к отдельным периодам.

Динамический ряд состоит из сопоставимых статистических показателей. Для правильности построения динамических рядов необходимо, чтобы состав исследуемой статистической совокупности относился к одной и той же территории, к одному и тому же кругу объектов и был рассчитан по одной и той же методологии.

Данные динамического ряда должны выражаться в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени между значениями ряда должны быть по возможности одинаковыми.

Статистическое наблюдение - это первая стадия любого статистического исследования, представляющая, научно организационный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни. Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь в том случае, когда изучаются закономерности статистические, т.е. такие, которые проявляются лишь в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Статистическое наблюдение является массовым и планомерным.

Массовый характер статистического наблюдения проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получить наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том. Что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки данных.

Основная цель статистического наблюдения - это сбор статистической информации, социально-экономических явлениях и процессах для получения обобщающих характеристик.

Основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению:

  • · полнота статистических данных;
  • · достоверность и точность данных;
  • · единообразие и сопоставимость собранных данных.

Достоверность статистических данных обеспечивается многими условиями: компетентностью работника, участвующего в систематическом наблюдении, совершенством инструментария (бланков, инструкций), заинтересованностью или готовностью объекта и др. достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения.

Полнота статистических данных обеспечивается пространственным охватом единиц исследуемой совокупности. Также полноту следует понимать и как охват самых существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность носят довольно сложный характер и имеют различные признаки. При изучении динамики явления полнота предполагает получение данных за максимально длительные периоды. Это чрезвычайно важно для оценки складывающихся тенденций, установления причинно-следственных связей и прогнозирования изменений в объекте во времени.

Каждое явление, совокупность, изучаемые во времени или в пространстве, должны быть сопоставимыми. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, т.е. строго соблюдать единство в методологии.

Понятие статистического наблюдения. Статистическое наблюдение – это начальная стадия экономико–статистического исследования. Оно представляет собой научно организованную работу по собиранию массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Требования к статистическому наблюдению. Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям: научная или практическая ценность, полнота изучаемых фактов, достоверность, сопоставимость изучаемых данных, научная организация.

Организационные формы статистического наблюдения. Организационных форм две: отчетность и специально организованное наблюдение.

Отчетность – сведения о предмете исследования поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

Источник сведений – первичные учетные записи в документах бухгалтерского и оперативного учета.

Отчетность подразделяется на общегосударственную, которая предоставляется как в вышестоящую организацию, так и в соответствующие органы государственной статистики, так и на ведомственную, которая предоставляется только в вышестоящие органы.

Кроме того, если отчетность предоставляется в течение года, то она называется текущей, по итогам года – годовой.

Специально организованное статистическое наблюдение – представляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований.

Виды статистического наблюдения . Виды наблюдения различаются по времени регистрации данных и по степени охвата единиц исследуемой совокупности.

По времени регистрации данных различают:

Текущее или непрерывное наблюдение, которое ведется систематически по мере свершения фактов. При нем нельзя допускать значительного разрыва между моментом возникновения факта и моментом его регистрации.

Прерывное (периодическое), которое повторяется через определенные промежутки времени.

Единовременное (разовое) проводится по мере надобности, время от времени, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится единожды.

По степени охвата различают:

Сплошное, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (перепись, получение отчетности от предприятий).

Несплошное, при котором обследованию подвергаются не все единицы совокупности, а только заранее установленная их часть. Несплошное наблюдение подразделяется на следующие виды:

Выборочное наблюдение это наблюдение, при котором характеристика всей совокупности дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке.

Метод основного массива состоит в том, что обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме.

Анкетное обследование – сбор данных, основанный на принципе добровольного заполнения адресатами анкет. Применяется, когда не требуется высокая точность сведений, а нужны приблизительные характеристики.

Монографическое обследование это детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком–либо отношении единиц совокупности. (Для выявления недостатков, исследование предприятий, перешедших на новые формы хозяйствования).

Способы статистического наблюдения. Существуют следующие способы сбора данных о предмете исследования:

Непосредственный это такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем замера, взвешивания или подсчета устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основании производят записи в формулярах наблюдения.

Документальный учет фактов. Источником сведений служат соответствующие документы.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на изучаемые вопросы записываются со слов опрашиваемого. Опрос может быть организован по–разному.

Экспедиционным способом – специально подготовленные работники (счетчики) сами устанавливают учитываемые факты путем непосредственного наблюдения на основании документов или опроса соответствующих лиц и сами заполняют формуляр наблюдения.

Саморегистрации, т.е. соответствующие документы, заполняют сами опрашиваемые.

Корреспондентским, рассылаются бланки обследования и указания к их заполнению с просьбой ответить на поставленные вопросы. После заполнения бланка анкеты, сведения высылают в органы, ведущие наблюдение.

Автоматизированным при помощи автоматизированной статистической информационной системы (АСИС).

Программа статистического наблюдения. При подготовке к проведению статистического наблюдения необходимо составить организационный план, который включает в себя:

Цель наблюдения – это основной результат статистического исследования.

Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о котором должны быть собраны статистические данные.

Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющейся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

Единица совокупности – это та первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения.

Программа наблюдения включает перечень показателей, подлежащих изучению.

Статистические формуляры – это бланки определенных форм учета и отчетности.

Инструкция включает совокупность разъяснений и указаний по программе статистического наблюдения.

Ошибки статистического наблюдения. В ходе статистического наблюдения выделяют следующие виды ошибок:

ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения или неправильной их записи. Они подразделяются: а) на случайные, которые могут быть допущены как опрашиваемыми, так и регистраторами; б) систематические. Систематические могут быть: преднамеренными (сознательные) и непреднамеренные, вызванные различными случайными причинами (невнимательность, небрежность, неисправность измерительных приборов);

ошибки репрезентативности , свойственны несплошному наблюдению. Они возникают в результате того, что состав отобранной для обследования части единиц совокупности, недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности, хотя регистрация сведений по каждой отобранной для обследования единице была проведена точно. Они подразделяются: а) случайные ошибки репрезентативности – это отклонения, возникающие из-за того, что совокупность отобранных единиц наблюдения неполно воспроизводит всю совокупность в целом; б) систематические ошибки репрезентативности – это отклонения, возникающие вследствие нарушения принципов случайного отбора единиц изучаемой совокупности. Размеры этой ошибки не поддаются количественной оценке.

Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль.

Основной задачей государственной статистики является формирование государственных информационных ресурсов. Это достигается посредством статистического наблюдения. Адекватность отражения важнейших социально-экономических процессов, происходящих в стране, во многом зависит от используемых методов сбора и обработки первичных данных. В настоящее время нет стандартного определения качества данных, принято отмечать два основных требования к материалам статистического наблюдения: достоверность и сопоставимость.

Достоверность – это соответствие первичных данных фактическому положению. Исходя из практической потребности, достоверность обычно описывают в терминах ошибок. Для предупреждения ошибок наблюдения выявляют их виды и причины возникновения. Ошибки наблюдения подразделяют на два вида: ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это погрешности, которые возможны независимо от вида наблюдения. Они бывают случайными и систематическими (тенденциозными). Существуют преднамеренные ошибки, причиной которых становится сознательное искажение данных. Непреднамеренные ошибки, как правило, носят случайный характер, они могут возникнуть в результате низкой квалификации работников.

Ошибки репрезентативности присущи только выборочному наблюдению. Причина их возникновения заключается в том, что выборочная совокупность недостаточно точно отображает состав всей изучаемой совокупности. Подробнее о таких ошибках говорится в гл. 5.

Сопоставимость статистических данных рассматривается в разных аспектах:

  • 1) сопоставимость в рамках одного наблюдения;
  • 2) сопоставимость данных разных наблюдений;
  • 3) сравнимость с данными прошлых исследований.

Причины различий могут быть вызваны организационнометодологическими факторами, влияющими на изменение методики сбора данных, времени регистрации и т.п.

В настоящее время устанавливается более широкое понятие качества статистических данных с точки зрения их адаптации к потребностям пользователей. К компонентам такого определения качества, наряду с сопоставимостью и достоверностью, относятся востребованность, своевременность, доступность, интерпретируемость.

Достижение необходимого уровня качества результатов статистической деятельности требует соблюдения научно разработанных методик сбора, обработки и распространения статистических данных (включая соответствие принятым международным стандартам).

Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования, представляющая собой организованный по единой программе сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков с целью получения первичной статистической информации.

Различают формы организации и виды статистического наблюдения, источники получения первичных данных и способы сбора данных.

К формам организации относятся:

  • – отчетность;
  • – специально организованное наблюдение.

Виды наблюдения делят:

  • – по времени регистрации фактов на непрерывное (текущее), периодическое и единовременное;
  • – охвату единиц па сплошное и несплошное.

Источниками получения первичных данных являются:

  • – непосредственное наблюдение;
  • – документальный способ;
  • – опрос.

К способам сбора данных относятся:

  • – экспедиционный;
  • – саморегистрация;
  • – корреспондентский.

Организация статистического наблюдения предполагает решение определенных программно-методологических вопросов:

  • конкретизация цели и формулировка задач статистического исследования;
  • составление программ наблюдения и разработки полученной статистической информации;
  • ограничение обследуемой совокупности (установление ее рамок);
  • создание статистической основы (для выборочного наблюдения – основы выборки), определение ее единицы и единицы наблюдения;
  • выбор метода наблюдения (для выборочного наблюдения – установление оптимального процента отбора);
  • формирование выборочной совокупности;
  • сбор и редактирование первичной информации, включающие логический и арифметический способы контроля, основанные на соотношениях между связанными пунктами вопросника и допустимыми значениями статистических признаков, представленных респондентами.

Организационный план статистического наблюдения содержит не только методологические, но и практические указания по сбору и обработке данных. Знание общего решения проблемы является недостаточным. Необходимо принимать во внимание квалификацию персонала, стоимость различных операций и их возможную эффективность, так как в практической деятельности всегда нужно учитывать ограниченность бюджета обследования и сроки его проведения. Выбор метода проведения статистического наблюдения неоднозначен. К основным факторам, которые необходимо учитывать при его определении, относятся следующие:

  • – материальные и трудовые ресурсы, имеющиеся в наличии у организатора;
  • – состав решаемых статистических задач;
  • – количество единиц наблюдения;
  • – необходимая точность получаемых результатов.

Например, Всероссийская перепись населения проведена с 14 по 25 октября 2010 г. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" Федеральная служба государственной статистики подвела предварительные итоги переписи населения в отношении численности переписанного населения, в том числе мужчин и женщин, с разбивкой на городское и сельское население.

Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года" подведены на основе автоматизированной обработки сведений о населении, содержащихся в переписных листах:

  • – до 30 июня 2012 г. – в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, образования, национального состава и владения языками, гражданства, источников средств к существованию, экономической активности, числа и состава домохозяйства, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации;
  • – до 31 декабря 2012 г. – в отношении миграции населения, жилищных условий населения, рождаемости, а также демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей.

Методы статистического наблюдения при изучении предпринимательской деятельности различают в зависимости от типа предприятий и наблюдаемых показателей. Для малых предприятий в основном применяют выборочные методы наблюдения, для крупных и средних – сплошные методы, а для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, – методы оценок, основанные на косвенных данных.

Количество наблюдаемых показателей более значительно для крупных и средних и ограничено для малых предприятий. Для индивидуальных предприятий, действующих без образования юридического лица, осуществляют оценку небольшого числа важнейших показателей. Общие экономические показатели (стоимостные объемы производства и продаж, инвестиций и т.п.) и показатели деловой активности предприятий более пригодны для выборочных методов наблюдения, тогда как показатели выпуска и продажи отдельных видов продукции, а также бухгалтерской отчетности коммерческих организаций предпочтительно наблюдать в сплошном режиме.

В настоящее время для наблюдения за состоянием экономики страны и ее отдельных секторов предусматривается определенная система формирования информационной базы государственной статистики: проведение один раз в 5–10 лет сплошных обследований – экономических переписей, в промежутках между которыми будут осуществляться периодические выборочные обследования по широкому спектру проблем. В зарубежной статистической практике накоплен огромный опыт проведения переписей, особенно в США, где они начали осуществляться с 1810 г. Из истории отечественной статистики известно, что перепись в качестве основного метода наблюдения применялась с 1920-х гг., восполняя отсутствие достаточно стабильной статистической отчетности. В дальнейшем была введена периодическая отчетность практически по всем аспектам экономической деятельности.

Становление многоукладной экономики, с одной стороны, и усиление требования соблюдения конфиденциальности данных – с другой, при снижении отчетной дисциплины определили необходимость возрождения экономических переписей на новом организационно-техническом уровне. Основными этапами проведения Всероссийской экономической переписи являются перепись индивидуальных предпринимателей и перепись хозяйствующих субъектов – юридических лиц.

Экономическая перепись позволит уточнить основные параметры состояния экономики России и регионов, а также дополнить информацию о всех действующих резидентах рынка для создания основы выборочных обследований.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Возникновение обязательств из договора займа
Временное правительство россии
А также целый ряд профессий, связанных с экологией