Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Классный руководитель в школе: функции, обязанности, система работы. Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения Примерная должностная инструкция классного руководителя

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда РФ от 22.11.1995 г. N 65. При составлении инструкции учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ N 92 от 27.02.1995 г.; методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования от 21.06.2001 №480/30-16); методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобрнауки № 21 от 03.02.2006).

1.2. Классный руководитель назначается приказом директора по школе из числа учителей, работающих в школе с согласия педагогического работника.

1.3. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными функциями классного руководителя являются:

1. Организационно-координирующая:

Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;

Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;

Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал классного руководителя).

2. Коммуникативная:

Регулирование межличностных отношений между обучающимися;

Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;

Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностическая:

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

3.2. Обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.3. Организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д., проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.4. Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;

3.5. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;

3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся;

3.7. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;

3.8. Создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;

3.9. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;

3.10. Обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;

3.11. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;

3.12. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;

3.13. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;

3.14. Анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;

3.15. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;

3.16. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;

3.17. Участвует в работе педагогического совета школы;

3.18. Систематически посещает совместно с классом общешкольные мероприятия;

3.19. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;

3.20. Работает по графику, составленному утвержденному директором школы;

3.21. Организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором школы;

3.22. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

4.2. Контролировать успеваемость каждого ученика;

4.3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;

4.5. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;

4.6. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

4.7. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;

4.8. Приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);

4.9. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;

4.10. Определять индивидуальный режим работы, с детьми исходя из конкретной ситуации;

4.11. Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.

4.12. На надбавку к должностную окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования;

4.13. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как лично сам, так и его воспитанники;

4.14. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;

4.15. На поддержку и помощь со стороны администрации;

4.16. На повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы и системе дополнительного профессионального образования.

5. Ответственность

В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;

5.3. Несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;

5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, включает их внеурочную работу по предметам, разнообразные предметные кружки, факультативы, участие в предметных неделях, олимпиадах, тематических вечерах и др. мероприятиях;

6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро и макро-социуме; координирует связь психолога и родителей, помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований;

6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению школьников в различные творческие объединениям по интересам (кружки, секции, клубы) действующие как в школе, так и учреждениях дополнительного образования;

6.4. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организация и объединениях;

6.5. Сотрудничает с библиотекарями школы с целью расширения круг чтения обучающегося;

6.6. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

6.7. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.


Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС

ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.

Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.

Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:

  • организацию учебной работы класса;
  • организацию внеучебной жизни класса;
  • социальную помощь и защиту учеников;
  • взаимодействие с родителями учеников.

Примерная структура должностной инструкции

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

Не знаете свои права?

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Общий раздел инструкции

Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:

  • полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
  • порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
  • порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
  • на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
  • чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
  • квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.

Должностные обязанности классного руководителя

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Права классного руководителя

В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

  • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
  • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
  • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
  • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
  • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • повышать свою квалификацию.

Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

Ответственность классного руководителя

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.

Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:

    Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

    Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.

    Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.

ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Изучение индивидуальности учащегося;

Анализ и изучение характера развивающего коллектива и

личности;

Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ

Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;

Установление связи школы и семьи;

Работы с малым педколлективом;

Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива

как субъект этой деятельности.

3. КОММУНИКАТИВНАЯ

Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Дискуссионные;

Игровые;

Состязательные;

Творческого труда;

Ролевого тренинга;

Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

    получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;

    контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

    контролировать успеваемость каждого ученика;

    координировать работу учителей-предметников, оказывающих

    воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;

    выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;

    приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;

    отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;

    определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;

    вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;

    выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;

    апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;

  • вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

    фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;

    оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;

    вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;

    работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.

ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).

    Работать над формированием культуры личности.

    Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.

    Прививать нормы нравственного поведения.

    Развивать коммуникативные способности учащихся.

    Воспитывать самостоятельность.

    Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

    СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.

    НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)

3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного

руководителя - диагностика воспитательной

коммуникативности).

1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста

К развитию

Страсть к взрослению

к свободе

2. Наличие гуманной цели:

а) создать свой собственный образ;

б) развивать речевую культуру ребенка.

Характер организационного воздействия
Педагогический аспект имеет 2 стороны:
1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель

2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,

4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:

    Нравственность в своей ценности для окружающих.

    Не испытывать страха (насмешки...).

    Коммуникативная интеллектность.

Структурные компоненты педагогики общения

Функции педагогического общения

Классный руководитель

Педагогическая технология

Инициирование активности

Оснащение способами жизнедеятельности

Стимулирование свободного выбора

Субъективность ребенка

Ребенок

Педагогическое общение

Открытие -соучастие - возвышение

Положительное подкрепление

Педагогическая оценка

Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений

«Я -сообщение»

Педагогическое требование

Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности

Безусловные нормы

Информационное воздействие

Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность

Тезис Аргумент Иллюстрация

Валеолотия - это :

Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптималь­ной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;

интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.

Кодекс здоровья.

    Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!

    Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.

    Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.

    Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

    Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.

6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.

8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе

10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.

11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).

12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй

ПРОПИСИ Узелок на память

АРТЕМА

АРСЕНЬЕВА

I . Ведите дневник.

Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?

Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть глав­ное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумы­ваясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.

2.Улыбайтесь .

Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.

3. Состояние д у ш и учителя.

Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промед­ления.

На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.

Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюби­те эти восхождения в горы.

4. Будьте доступными.

Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.

5. Н и слова лжи!

Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.

6. Доброкачественность,

Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.

7. Недоброкачественность.

Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет­ ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза­ ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.

Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.

8. Радость.

Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра­ дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.

9. Великодушие сердца.

Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.

Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.

10. П у т ь в бесконечность.

Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.

Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.

11. Победа ч е д о вечества.

Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.

12. Торжество духа.

Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,

13. Т а и н с т в о вечного.

Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай­ те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!

14. Привилегия ученика.

Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.

Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.

15. Стадион под окнами квартира.

Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".

16. Общая трапеза.

Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.

17. И з у м л е н и е.

Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.

18. Ч у м а.

Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту­ пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подрост­ков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.

19. Пустоты.

Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.

20.Жизнь и смерть.

Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Носова М.Л.
"Классный руководитель" 2002, №4

1. Общие положения.

1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.

2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
2.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
2.4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
2.6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
2.7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
2.8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

3. Режим работы классного руководителя.


3.1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
3.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя).
3.3. Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.
3.4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
3.5. Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
3.6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку.
3.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

4. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:

4.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
4.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
4.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди".
4.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда.

5. Классный руководитель не имеет права

5.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
5.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
5.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
5.4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

6. Классный руководитель должен знать:

6.1. Закон Российской Федерации "Об образовании".
6.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
6.3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
6.4. Школьную гигиену.
6.5. Педагогическую этику.
6.6. Теорию и методику воспитательной работы.
6.7. Основы трудового законодательства.

7. Классный руководитель должен уметь:

7.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
7.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
7.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
7.4. Организовать воспитательное мероприятие.
7.5. Организовать и провести родительское собрание.
7.6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.

8. Документация и отчетность.

Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
8.1. Классный журнал.
8.2. План воспитательной работы с классным коллективом.
8.3. Личные дела учащихся.
8.4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
8.5. Протоколы родительских собраний.
8.6. Дневник учащихся.
8.7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Права и обязанности классного руководителя:

В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи:

  • Ребенок есть субъект своего развития.
  • Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.
  • Воспитывают не классные час, морализирование, указание ребенку его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • Педагог – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
  • Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.

Классный руководитель имеет право:

  • Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
  • Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
  • Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и родителями учащихся;
  • Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
  • Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, вносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
  • Отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его обязанностей поручений;
  • Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
  • Творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
  • Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
  • Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.

Классный руководитель не имеет права:

  • Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д.;
  • Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
  • Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

Классный руководитель как административное лицо обязан:

  • Организовать учебно-воспитательный процесс;
  • Контролировать посещаемость учебных занятий учениками класса;
  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
  • Изучать условия жизнедеятельности детей;
  • Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
  • Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
  • Содействовать их социальной и правовой защите;
  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневник учащихся);
  • Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
  • Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Организация работы классного руководителя

  • Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
  • Количество воспитательных мероприятий – не менее двух в месяц (одно из которых может быть общешкольным).
  • Количество классных родительских собраний – не менее одного собрания в четверть.
  • Отчеты о проделанной работе представляются администрации.
  • В каникулярное время и летнее время работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
  • Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.

Документация и отчетность

Классный руководитель ведет следующую документацию:

  1. классный журнал;
  2. план воспитательной работы с классным коллективом;
  3. дневники учащихся;
  4. личные дела учащихся;
  5. папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе.

3. Работа с родителями (по ситуации)

4. Встреча с медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Ежемесячно

1. Встреча с родительским активом.

2. Совещание по планированию работы (по графику).

Один раз в четверть.

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Анализ выполнения плана работы за четверть.

3. Проведение родительского собрания.

Один раз в год.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения Примерная должностная инструкция классного руководителя
Дмитрий Медведев — крымским пенсионерам: Денег нет, но вы держитесь