Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности. Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия


Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные
параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера: наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы; проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек; определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК прибыль на инвестированный капитал)1. При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке2.
Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. "
Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть изображены в виде следующей схемы (см. рис. 8).
Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса
"Обычно инвестированный капитал делят на основной и оборотный. Такая классификация капитала приемлема для целей выявления влияния на него логистики, так как логистическая деятельность фирм касается обеих этих групп капитала. Во-первых, стоимость элементов логистической системы - таких, как транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады и т.д., в случае если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала. Во-вторых, логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.
2М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 21.

Рис. 8. КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОКАЗАТЕЛЯ ПИК

Источник: М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 75.
фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказадо момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Оной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят.
Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплекту
ющих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.
Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.
Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности
использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм:
пм„_ Прибыль от продаж Стоимость продаж,ппс/
11ИК. X X 1UU/о.
Стоимость продаж Инвестированный капитал
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков - от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям1. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.
Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки.
На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки. Она существенна для получения повторных заказов от потребителя или для получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода примеры, происходящие у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д. Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродаж- ных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.
’Magazin fur das Techniche Management, 1990, № 4, s. 68.

На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надежность оказывает лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки. При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг. Особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей.
Какова роль логистики на рынке промышленных материалов, т. е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство - повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например, скоростью или частотой отгрузок.
Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференцирования продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором.
В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров. .
Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95%, эффект становится отрицательным (см. рис. 9).
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 90-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибы-

В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйственной системы является предприятие (деловая фирма), цель деятельности которого - максимизация получаемой прибыли. Вся организационно-хозяйственная деятельность фирмы строится исходя из указанной цели, ибо только рост прибыли в конечном счете определяет успех в конкурентной борьбе. В этом коренное отличие деловой фирмы (главного структурного звена рыночной экономики) от государственного предприятия (важнейшего подразделения централизованной экономики), целью деятельности которого является наиболее полное и точное выполнение государственных плановых заданий.

Стремясь максимизировать выпуск продукции, фирма решает вопрос об использовании той или иной технологии, так как X различных комбинаций данного объема ресурсов может привести к различным конечным результатам. Технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции выражается в виде производственной функции

где () - объем выпуска продукции фирмой из имеющихся у нее ресурсов; 1=,п - количество ресурсов, находящихся в распоряжении фирмы; X,. =Х1,Хп - затраты ресурсов, используемых фирмой.

Если фирма представляет собой экономическую систему, состоящую из т производственных подсистем, то каждая подсистема ] = ,т характеризуется производственной функцией /(X,), отражающей выпуск продукции /-й подсистемой в зависимости от объема ресурсов X" ={Х{,...Х{,...Х1") , выделенного этой подсистеме. Задача системы состоит в том, чтобы распределить имеющиеся ресурсы Х-=ХГХП между подсистемами, выделив 1-й подсистеме комплекс ресурсов Х!=Х(,Х"п так, чтобы максимизировать суммарный выпуск фирмы в целом. Модель этой задачи выглядит следующим образом:

Конкурентная борьба побуждает фирмы изыскивать все новые резервы конкурентоспособности, при этом они могут изменяться как количественно, так и качественно, охватывая те сферы, которые ранее не рассматривались как источники усиления положения фирмы на рынке.

Понятие конкуренции является основной категорией теории рыночной экономики. Конкуренция - главное условие существования рынка как такового, и конкурентный рынок выступает противоположностью монопольной структуре.

Под конкуренцией понимают наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Конкуренция может проявляться по-разному.

Чистая конкуренция возникает, когда многочисленные продавцы и покупатели участвуют в процессе купли-продажи однородного продукта. Большое число продавцов и покупателей не позволяет ни одному из них, действуя в одиночку, воздействовать на рыночные цены, которые являются непосредственным результатом соотношения спроса и предложения.

Совершенная конкуренция отличается от чистой конкуренции наличием абсолютной мобильности ресурсов на рынке и отсутствием ограничений на вход и выход ресурсов из этого рынка, а также равной доступностью и полнотой информации о рынке для всех продавцов и покупателей.

Реальная (эффективная) конкуренция возникает при независимом действии покупателей и продавцов в случае, когда рынок не является чисто или совершенно конкурентным.

С позиций логистики для нас в первую очередь интересно то, что распределение ресурсов в сфере производства считается эффективным в том случае, если невозможно перераспределить совокупный объем производства любого ресурса так, чтобы снизить совокупные издержки производства этого ресурса. Поскольку в совершенно конкурентной экономике предельные издержки производства любого продукта равны для всех производителей, то равновесие в такой экономике является эффективным по производству. Распределение ресурсов в сфере потребления будет эффективным, если невозможно перераспределить суммарные объемы потребления между потребителями так, чтобы улучшить положение по меньшей мере одного из них без причинения ущерба другому. Распределение ресурсов в сфере обмена будет эффективным в том случае, если невозможно изменить суммарные объемы производимых товаров и услуг так, чтобы улучшить по меньшей мере положение одного потребителя без того, чтобы не ухудшить положение любого другого потребителя.

В теории конкурентных преимуществ, разработанной М. Портером и изложенной в его работах , вопросы конкуренции получили чрезвычайно глубокое и многостороннее развитие. Проанализировав различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности и рассмотрев такие факторы сравнительных преимуществ, как рабочая сила, природные ресурсы, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в подходе к управлению фирмами, М. Портер пришел к выводу, что ни один из них в отдельности не способен объяснить успех или неудачу фирмы в конкурентной борьбе. По мнению М. Портера, конкурентоспособность фирмы обеспечивает наиболее полное и эффективное использование всех как принадлежащих фирме, так и приобретаемых ею для будущей предпринимательской деятельности ресурсов, иными словами - продуктивность использования ресурсов.

Конкурентное преимущество реализуется исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды своей деятельности, посредством которой фирма создает продукцию, предназначенную для рынка. Виды деятельности подразделяются на категории и в совокупности составляют так называемую цепочку ценности, все составляющие которой вносят свой вклад в выпускаемый товар.

Практически все категории (может быть, за исключением управления людскими ресурсами), представленные на рис. 9.3, для успешной реализации на данном этапе экономического развития, по нашему мнению, требуют обязательного участия логистики как функционального управления. Большое значение имеет и организация связей между указанными видами деятельности, нацеленная на конечный результат (так, более дорогие комплектующие изделия, обладающие более высоким качеством, позволят снизить издержки непосредственно обслуживания и т.д.). Цепочка ценности той или иной фирмы при конкуренции в отдельной отрасли входит в более крупную систему деятельности, которую М. Портер называет системой ценностей, что составляет основу концепции полезности. Отметим логистический аспект данной категории, ибо в нее входят цепочки ценностей поставщиков сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг, а также цепочка ценностей самой фирмы. Товар фирмы проходит через цепочку ценностей каналов сбыта, в итоге чего товар становится совокупным элементом в цепочке ценностей потребителя, который использует его в своей деятельности.

Рис. 9.3.

Конкурентное преимущество все в большей степени определяется тем, насколько эффективно фирма создает логистическую структуру, организующую и упорядочивающую вышеупомянутую систему. Эти связи не только материализуют внутрифирменное соединение разных видов деятельности фирмы, по и предопределяют взаимную зависимость и заинтересованность фирмы, предприятий-смежников и каналов сбыта (хозяйственных связей). Фирма получает значительные преимущества, оптимизируя эти связи. Так, поставки, основанные на принципе "точно в срок", существенно снижают операционные расходы фирмы и значительно уменьшают уровень материальных запасов.

Конкурентная борьба со времени становления развитых рыночных отношений протекает постоянно, однако наиболее отчетливо "смена вех", изменение ориентиров во внешней политике фирм ощущались в XX в. В ходе развития производительных сил постоянно происходят глубокие изменения в трех внешних сферах, взаимодействующих с фирмой: в политической, главным элементом которой выступает государство; в социальной (общественные организации и общественное мнение) и экономической, в которой фирма вступает в целый комплекс различных отношений с поставщиками и потребителями, конкурирует на рынке труда и товарном рынке.

Изменение внешней политики фирм, границы важнейших этапов их поведения в значительной степени совпадают с крупнейшими экономическими кризисами (табл. 9.1).

До начала 1930-х гг. мировой рынок практически не был насыщен товарами и любой качественной продукции был гарантирован сбыт, а потому снижение производственных издержек существенно повышало конкурентоспособность фирмы. На этом этапе решение потребителя приобрести ту или иную продукцию мотивировалось ее легко доступностью и выгодностью по цене. Для поведения фирмы-производителя были свойственны эффективное расширенное воспроизводство и создание широкой распределительной сети.

Главным же для фирм было снижение затрат на единицу производимой продукции. При этом предполагалось, что товары могут быть проданы и без особого учета требований потребителей. В ряде случаев разнообразие модификаций было сведено к минимуму. Возникший в это время кризис, наиболее остро проявившийся в США и получивший там название Великая депрессия, был, собственно, кризисом массового и повсеместного перепроизводства.

Таблица 9.1 Основные этапы внешней политики фирмы

Период

Концепция

Главный критерий

Основная функция

Целепо-лагающая наука

Основной ресурс

Начало XX в.- конец 1920-х гг.

Производ-ствен-

Объем и издержки производства

Производственная

Организация производства. НОТ

Технический

Сбытовая

Организация и управление сбытом

Пространст-венно-организа-ционный

Конец 1940-х -

конец 1950-х гг.

Продуктовая

Качество

продукции

Контрольно-управлен-ческая

Экономика предприятия

Технологический

Начало 1960-х-

начало 1970-х гг.

Рыночная

Потребление

Маркетинг и

послепродажное

обслуживание

Маркетинг

Информационный

Середина 1970-х гг.- конец XX в.

Ресурсная

Ресурсный потенциал фирмы, издержки обращения

Производственно-коммерческая

Логистика

Организационно-управленческий

Конкурентная

Высокое качество поставки

Интегрирование

цепи поставок

Интегральная логистика

Хозяйственно-коммуникативный

Следует заметить, что на следующем этапе, пришедшемся на 1930-е гг., время массового производства не закончилось, оно вступило в свою завершающую стадию сбытовой ориентации.

Для этой стадии характерно сосредоточение усилий на продаже товара посредством совершенствования методов сбыта, интенсивной рекламы и других способов воздействия на потребителя. В условиях рыночного насыщения потребитель проявлял известную пассивность, вследствие чего производители сосредоточились на продаже, а стимулирование сбыта приобрело агрессивный характер. В этой ситуации начали складываться условия, когда поведение потребителя, характер его запросов могли стать важными факторами воздействия на производителя, т.е. появились предпосылки системы, позже получившей название маркетинга, но этому помешала Вторая мировая война.

После периода восстановления хозяйства на некоторое время (конец 1940-х - конец 1950-х гг.) возобладал некий симбиоз производственной и сбытовой организаций (эту концепцию мы обозначим как продуктовую). В этих условиях потребитель отдавал предпочтение высококачественным товарам и был готов платить за них больше. Для поддержания конкурентоспособности фирма-производитель должна была заниматься постоянным совершенствованием продукта с выделением управления качеством в самостоятельную функцию производственного менеджмента. Дальнейшее развитие этой концепции без учета окружающей среды могло бы привести к последствиям поистине катастрофическим: весьма вероятной была бы новая Великая депрессия, при этом затоваривание производилось бы не просто товаром, а товаром высокого качества. Предварительный учет запросов потребителей нашел свое воплощение в следующей концепции.

Новая рыночная концепция, основанная на явном примате интересов потребителя, получила широкое распространение с начала 1960-х гг. В условиях явного превышения предложения над спросом потребитель зачастую испытывал затруднения при принятии решения о покупке и отдавал предпочтение производителю, способному доказать полезность своего продукта и обеспечить потребность покупателя. Для фирм-производителей стали характерными ориентация на целевые рынки, подстройка под покупателя всей своей деятельности. В предыдущих концепциях сбыт посредством лишь интенсификации коммерческих усилий грозил стать "одноразовым" вследствие недостаточного учета интересов и особенностей конкретного потребителя. Новая концепция стала базироваться на комплексе маркетинговых исследований. Суть этой концепции выражалась формулой: производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Преимущества маркетинга многочисленны: он делает упор на анализ и удовлетворение потребностей; направляет ресурсы фирмы на изготовление товаров и оказание услуг, которые потребителям необходимы; легко адаптируется к изменениям в их характеристиках и потребностях. Согласно этой концепции продажа - средство общения и изучения потребителей, и если они нс удовлетворены, необходимо пересмотреть общую политику, а не менять в какую-либо сторону процесс продажи. Маркетинг ищет реальные различия во вкусах потребителей и разрабатывает предложения, направленные на их удовлетворение. Он ориентирован па долгосрочную перспективу, и его цели отражают общие задачи фирмы.

Следует заметить, что в рассмотренных этапах внешней политики фирмы действует принцип накопления и взаимодополнения, а отнюдь не отрицания последующей концепцией предшествующей. Так, рыночная концепция кроме "подстройки" под покупателя всей деятельности фирмы не отрицает, а напротив, предусматривает как необходимые компоненты широкую рекламную и сбытовую деятельность, постоянную работу по повышению производительности труда и снижению издержек производства.

В начале 1970-х гг. возник ряд предпосылок появления новой концепции обеспечения высокой конкурентоспособности фирмы.

Во-первых, инструментарий маркетинговых исследований в силу его абстрактной ориентации на рынок и обобщенного потребителя и, как следствие, недостаточного учета интересов конкретных потребителей уже не давал требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Маркетинговую продуктовую ориентацию оказалось целесообразным дополнить объективной ориентацией на конкретного потребителя (это особо четко проявилось на оптовом рынке средств производства), что стало предметом новой науки и сферы предпринимательства, называемой ныне логистикой.

Во-вторых, энергосырьевой кризис начала 1970-х гг. выдвинул в качестве главного условия существования и процветания фирмы ресурсный фактор, внедрение качественно повой системы ресурсосберегающих технологий в сферах как производства, так и обмена. Ресурсный аспект в расширенном смысле (материальных, финансовых, трудовых, информационных затрат) стал главным условием укрепления конкурентоспособности фирмы на рынке.

В-третьих, массовое внедрение достижений научно-технического прогресса в производство привело к значительному снижению доли затрат на непосредственное изготовление продукта в общей сумме издержек, в то время как углубление специализации, расширение кооперации привели не только к относительному, но и зачастую к абсолютному росту издержек обращения.

На данном этапе поведение потребителя претерпевает изменения; он стремится сохранить достигнутый уровень потребления и качества жизни без увеличения затрат ресурсов. Фирма-производитель ориентируется уже на конкретного потребителя, стремится удовлетворить его запросы с наименьшими издержками в сфере как производства, так и обращения.

На рубеже XX-XXI вв. логистика переходит в следующую стадию своего развития. Наиболее эффективное и производительное перемещение товарно-материальных ресурсов возможно при реализации интеграционной функции логистики, отвечающей за все аспекты перемещения ресурсов на всех стадиях воспроизводственного процесса. При этом важным фактором взаимодействия хозяйствующих субъектов в цепочке поставок, наряду с конкуренцией, становится долгосрочное сотрудничество, в рамках которого осуществляется взаимодействие и координация.

Для удовлетворительного решения подобной задачи необходимо учитывать, что среда, окружающая фирму, стала более динамичной, изменчивой. Это предъявляет к фирме повышенные требования в отношении гибкости, способности оперативно реагировать на большое число внешних факторов. Так, принципы научной организации производства и сбыта, ориентации на потребителя пришлось дополнить рядом других условий: учетом экологических последствий деятельности фирмы, характером ее хозяйственных связей с другими фирмами, особенностями отношений с государством, социальной ответственностью фирмы. Претерпел изменения и маркетинг, превратившись из рыночного, ограниченного только направленностью на покупателя, в социально-этический, ориентирующий фирму на учет всех внешних условий ее деятельности (при сохранении ведущей роли потребителя). Таким образом, наряду с другими сферами пауки и предпринимательства оказалась востребованной на новом уровне развития рыночной экономики и логистика.

По мнению западных экономистов, внедрение логистики в систему управления фирмы проходит в три этапа.

  • 1. Фирмы централизуют транспортировку, внутри- и межфирменные перевозки, управление готовой продукцией, планирование и контроль логистики.
  • 2. Фирмы начинают централизованно обслуживать потребителей, обрабатывать заказы, вести обратную транспортировку.
  • 3. Ко всему перечисленному добавляется прогнозирование сбыта, планирование производства, проведение международной логистики.

Концепция логистики находит все более широкое использование. Она рассматривается лицами, принимающими решения в фирмах, как эффективный мотивированный подход к управлению с целью снизить издержки производства. Эта концепция ложится в основу экономической стратегии фирм: процесс логистики используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход позволяет обеспечить тесную координацию логистического обеспечения и производственной стратегии. Если эта координация достигается, то результатом ее будут:

  • - нужный ассортимент запасов в необходимом месте в необходимое время;
  • - согласованность в передвижениях внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную до-станку в соответствии с экономическими требованиями;
  • - синхронность работ складского хозяйства, упаковки и транспорта, что позволяет минимизировать расход сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции;
  • - синхронизация заказов и транспорта.

В последнее время наблюдается четкая тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход даст механизм внутрифункциональной кооперации в организационной структуре, благодаря чему снимаются многие конфликты. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды.

Так, фирмы, имеющие рыночную ориентацию, но реализующие развернутую номенклатуру продукции по одним и тем же каналам распределения, стремятся сгруппировать все виды деятельности по обслуживанию рынка и централизовать их.

Другие фирмы, сбывающие определенную номенклатуру продукции на отдельных рынках, не стремятся централизовать управление системой распределения. У них появляется тенденция к включению элементов системы логистики в общую структуру управления продуктовыми подразделениями. Следует указать следующие функции контроля и ответственности, возложенные на управляющего логистикой предпринимательской фирмы: производственное планирование и управление запасами; организация работы транспорта и перевозок; складское хозяйство; обеспечение продаж и выполнение заказов; складские операции на региональных складах; исследования в области логистики; совершенствование системы логистики; процесс снабжения; формирование и осуществление хозяйственных связей; управление поступающей информацией.

В последнее время в деловых отношениях фирм стал использоваться термин "легко выполняемый бизнес". Это - определение качества логистики, которое означает, что заказ получают без усилий, с применением электронной системы обмена информацией, запасы позволяют отгружать товар в соответствии с требованиями потребителей точно в запланированный срок, а при отсутствии необходимого количества ресурсов разработаны альтернативные варианты снабжения. Это качество поддерживают с помощью стратегии рассчитанного распределения. Суть ее заключается в проникновении на новые рынки, создании специфической рыночной ниши, предоставлении потребителю ряда уникальных услуг.

Современная производственно-коммерческая фирма для повышения своей конкурентоспособности заинтересована во всестороннем сотрудничестве со своими поставщиками и потребителями продукции. Сложность ситуации заключается в том, что их интересы далеко не всегда совпадают с интересами коммерческой фирмы. Так, главные интересы поставщиков заключаются в дальнейшем продолжении поставок, своевременном получении платежей, а также в высокопрофессиональном уровне хозяйственных связей и деловых отношений при заключении контрактов, закупках, доставке товаров и оказании услуг.

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера, наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;* проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек; определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК -- прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет.

Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов.

Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы.

Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством -- составная часть логистической стратегии -- может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.

Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности.

Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков -- от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям.

Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистической системы в полном объеме ориентировано на рынок. Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки.

На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки.

Она существенна для получения повторных заказов от потребителя или для получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода конкретные ситуации у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д.

Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродажных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.

На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надежность оказывает лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки.

При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг, особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей.

Какова роль логистики на рынке промышленных материалов, т. е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство -- повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например скоростью или частотой отгрузок.

Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференциации продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором. В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров.

Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95% эффект становится отрицательным.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики -- процесс непрерывный и динамичный.

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

  • * поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
  • * совершенствование организации движения материальных потоков;
  • * поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
  • * эффективное управление трудовыми ресурсами;
  • * налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
  • * учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
  • * определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
  • * тщательная разработка логистических операций.

IЦелесообразно дать более детальную характеристику указанным требованиям.

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятельности фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и дифференцирования услуг. Такие руководители, как правило, работают исходя из принципа, что их отдел или подразделение вносит свою лепту в увеличение общей прибыли фирмы.

В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом: «Обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность компании на рынке?» Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает максимальное приближение к потребителю при обеспечении должного качества продукции и логистических операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной стратегией.

2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

Несмотря на, казалось бы, логически верную позицию сосредоточения всех функций логистики под единым управлением, продвижение по этому пути не всегда идет гладко, чревато спадами и возвратом к старому. Тем не менее тенденция к централизации постепенно усиливается. В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим руководством две важные области деятельности: управление запасами и распределение материальной продукции. Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы бизнеса, какими являются транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется контроль над всей логистической цепочкой как за единым целостным потоком, с использованием широкого диапазона структур и подструктур обеспечения.

3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15--20 раз). Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3-4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направить на их модернизацию.

В прошлом большинство ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных, относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по заказ-наряду, закупкам, хранению запасов и т. д.). В настоящее время ситуация быстро меняется.

Многие компании разрабатывают варианты систем, использующих все преимущества новых поколений электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что такие сети поддержки решения превращаются в «экспортные системы», призванные играть еще более важную роль в принятии логистических решений.

4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние годы это уже стандартная практика.

В настоящее время руководители^высшего уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов фирм, стали напрямую взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности, во встречах с профессорско-преподавательским составом вузов и студентами. Практика свидетельствует также и о том, что в условиях долгосрочных связей фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом. Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиям в области логистики.

5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т. д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т. д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его эпизодическим явлением, ориентированным главным образом на снижение затрат в краткосрочном плане. Фирмы все шире практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставок продукции и т. д.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуля-ционных подразделений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.

Традиционно в западных странах компании применяют показатель нормы прибыли на активы, как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии ряд американских фирм рассчитывают прибыль на логистические активы. В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм.

С этой тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько лет назад.

7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней.

Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (табл. 2.4), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Большинство фирм в западных странах признают важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию. Однако далеко не все фирмы проводят детальный анализ требований с целью разработки единых стандартов. Наибольшего эффекта добиваются те фирмы, логистические подразделения которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.

8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, -- одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол " считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм.

В современном мире логистика представляет собой науку об управлении потоками, цель которой заключается в оптимизации их движения. При этом под потоком понимается совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое и существующая в течение некоторого интервала времени. В свою очередь потоки бывают материальными (они являются основным объектом управления в логистике) и нематериальными. Чаще всего управляющие воздействия направлены на оптимизацию товарных, транспортных, информационных, кадровых, миграционных и финансовых потоков. Основными параметрами, характеризующими поток , являются: начальный и конечный пункты, траектория и длина пути , скорость, интенсивность и время движения, промежуточные пункты.

В логистике сегодня выделяют следующие основные направления исследования: информационная логистика, закупочная (снабженческая) логистика, логистика производственных процессов (производственная логистика), сбытовая (распределительная) логистика, логистика запасов, логистика складирования (складская логистика), транспортная логистика, экономико-математические методы и модели в логистике, проектирование логистических систем, экономические основы логистики, международная логистика и управление в логистических системах.

В данной главе рассмотрены особенности развития современной международной логистики и ее роль как фактора повышения конкурентоспособности компаний в международном бизнесе.

15.1. Национальная и международная логистика

Логистика в международном бизнесе (международная логистика) - это планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материального, финансового, информационного и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени. Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне ограничено прежде всего границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепочками. Логистические системы здесь функционируют в соответствии с национальным законодательством.

Основными участниками процесса международной логистики являются поставщик экспортера, экспортер товаров и (или) услуг, посредническая компания (например, перевозчик товаров), импортер товаров и (или) услуг; конечный потребитель товаров и (или) услуг. Причем конечный потребитель и импортер могут быть одним лицом, экспортер и поставщик экспортера также могут быть одним и тем же лицом, но могут участвовать дополнительно и посредники на любом этапе логистической цепочки от точки возникновения товара и (или) услуг до конечного потребителя.

Роль поставщика экспортера заключается в поставке товаров и (или) услуг экспортеру. Количество поставщиков экспортера может быть любым в зависимости от ассортимента товаров и (или) услуг и политики, проводимой экспортером по отношению к своим поставщикам. Экспортер товаров и (или) услуг получает товары от своего поставщика (или поставщиков) и поставляет их импортеру. На этом этапе экспортер может привлечь посредников так же, как и на этапе поставки товаров и (или) услуг импортеру. В роли посредников могут быть перевозчики товаров и другие компании, предоставляющие различные услуги. Роль перевозчика товаров заключается в доставке груза из одного пункта в другой в соответствии с условиями договора перевозки.

Страхование перевозимой продукции проводит специализированная страховая компания. Импортер в соответствии с условиями международного договора получает поставляемый товар и (или) услуги и осуществляет платеж экспортеру, обязанности по организации страхования и перевозке поставляемого товара могут лежать как на импортере, так и на экспортере в зависимости от договоренности. Конечный потребитель товаров и (или) услуг может быть импортером или любым юридическим или физическим лицом, не имеющим выхода на мировой рынок данного вида товаров и (или) услуг. В последнем случае между импортером и конечным потребителем может работать любое количество посреднических организаций. Выбор окончательного варианта внешнеторговой логистической цепочки остается за логистическим менеджером.

Из многообразия задач, стоящих перед логистикой в международном бизнесе, выделим основные:

  • оптимизация процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг;
  • выбор оптимального количества закупаемых товаров и услуг;
  • обеспечение оптимального уровня качества продукции и услуг;
  • определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке;
  • выбор между доставкой с организацией промежуточного складирования или без промежуточного складирования;
  • определение оптимального уровня логистического сервиса;
  • выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг;
  • организация работы зарубежных филиалов компании;
  • анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ.

Современные подходы к оптимизации процесса ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг базируются:

  • на усилении централизации в складировании, которая проявляется в уменьшении количества складов;
  • на более широком привлечении аутсорсинговых компаний по предоставлению логистических услуг;
  • на продолжающемся расширении применения в деятельности компаний микрологистической концепции "точно в срок" (just-in-time) и связанным с этим сокращением запасов.

В частности, в начале XXI в. компания Lucent Technologies внесла изменения в построение своих цепей поставок, передав значительную часть логистических функций аутсорсинговым компаниям, сократив число собственных складов с 300 до 54 и уменьшив собственные запасы с 8 млрд. дол. до 0,8 млрд.

В результате проведенных исследований в европейских странах было выявлено, что доля логистических издержек в общем объеме издержек на промышленную продукцию сократилась с 14,3% в 1987 г. до 6,8% в 2003 г. (табл. 15.1)

Источник: Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism, and Development . Washington: The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank , 2005.

Выбор оптимального количества закупаемых товаров (сырья, комплектующих и т.д.) - Ко, в случае если они расходуются равномерно в течение рассматриваемого периода времени, может быть определен по формуле Уилсона

где Сз - стоимость заказа одной партии товара (дол.);
П - потребность в товарах в течение рассматриваемого периода времени (шт.);
И - издержки хранения единицы товара в течение рассматриваемого периода (дол.).

А вот оптимальное число заказов товара в течение рассматриваемого периода (Ч) вычислим по формуле


При этом оптимальные переменные издержки за хранение запасов (Ио) в течение рассматриваемого периода вычислим по следующей формуле:


Определение уровня потребности в данном товаре или услуге на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке необходимо для выработки стратегии поведения компании и получения конкурентных преимуществ. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования основан на анализе логистических издержек. Для определения оптимального уровня логистического сервиса необходимо проанализировать: сервисное обслуживание продукции, сервис удовлетворения потребительского спроса, сервис оказания производственных услуг, сервис послепродажного обслуживания, сервис финансового и информационного обслуживания.

Выбор наиболее совершенных технологий для производства продукции и услуг особенно необходим в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (НТП), повышения концентрации капиталов и научных достижений. Организация работы зарубежных филиалов бывает более выгодной в случае высоких таможенных пошлин или других препятствий при пересечении национальных границ. Кроме того, организация производства на зарубежных рынках дает возможность быть ближе к потребителю и увеличить долю компании на конкретном рынке товаров или услуг. Анализ международной конкурентной среды и получение конкурентных преимуществ является неотъемлемой частью деятельности компании на мировом рынке.

Компании, применяющие принципы международной логистики, проходят несколько стадий в процессе своего развития.

Для стадии 1 характерно отсутствие связи компании с мировым рынком. Национальная компания контактирует с посредником, проводящим все необходимые внешнеторговые операции . При этом сокращается прибыль отечественной компании и отсутствует возможность осуществления логистической деятельности на международном уровне.

На стадии 2 компания осуществляет международные операции , но пользуется услугами посредников на экспортных рынках. Компания увеличивает прибыль за счет осуществления логистики в международном бизнесе, но недостаточно восприимчива к особенностям того рынка, куда осуществляется экспорт продукции.

Стадия 3 характеризуется самостоятельной работой компании-экспортера на рынке страны, куда поставляется продукция. Однако здесь используются формы и методы работы, характерные для материнской компании без учета национальных особенностей.

На стадии 4 компания на зарубежном рынке привлекает местных менеджеров и даже использует местные методы организации работы, но оценка деятельности производится в соответствии с критериями материнской компании.

Для последней стадии - стадии 5 - характерно создание региональных штаб-квартир в определенной географической зоне для организации деятельности на основе международной логистики с использованием взаимного обмена знаниями и проведением самостоятельной хозяйственной политики.

Одной из получивших широкое распространение форм применения международной логистики в деятельности транснациональных компаний (ТНК) стала замена экспорта товаров из страны базирования материнской компании на производство в филиалах предприятиях, расположенных в зарубежных странах, с последующей реализацией там же или в третьих странах. Данные процессы были вызваны возможностями использования рабочей силы с более низкой зарплатой, меньшими налогами, желанием обойти таможенные или другие законодательные барьеры, возможностью приближения к конечному потребителю и т.д.

Различают три основных вида организации зарубежных филиалов ( foreign affiliates) ТНК: отделение ( division , branch ), дочерняя компания (англ. subsidiary) и ассоциированная компания (associated company). Отделение регистрируется за рубежом, но полностью принадлежит родительской фирме и не является юридическим лицом. Дочерняя компания регистрируется за рубежом, является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма , которая обладает основной частью акций дочерней компании (более 50%) или же всем ее капиталом. Ассоциированная компания находится под влиянием родительской фирмы, так как той принадлежит существенная (до 50%) часть акций.

Еще одним из новых подходов в деятельности ТНК стало использование специалистов из стран базирования заграничных филиалов ТНК, что связано с повышением самостоятельности последних, использованием работников, лучше знающих национальные особенности страны, децентрализацией управления в ТНК, которая идет сегодня по двум основным направлениям:

  • через распределение полномочий между филиалами ТНК по географическому признаку, когда в отдельном регионе или стране создается штаб, принимающий все необходимые решения в рамках, определенных головной компанией (данный подход наиболее характерен для ТНК, производящих в основном небольшой ассортимент продукции, например, Singer, Nestle и др.);
  • через распределение полномочий между подразделениями ТНК, каждое из которых осуществляет управление отдельным видом продукции независимо от географического базирования (такой подход чаще используют компании, выпускающие широкий ассортимент продукции, например, General Electric и др.).

ТНК, создавая заграничные филиалы, тем самым изменяют и сам характер используемых методов осуществления логистики в международном бизнесе. Их ведущая роль в формировании форм и методов применения международной логистики определяется главенствующей ролью в мировой торговле и производстве и тем, что в них сосредоточена значительная часть научно-технических достижений и опыта промышленно развитых стран.

Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решении в данной области должны поддаваться измерению в плане воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способов контроля издержек и показателей наиболее корректно отражающиех связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

Наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;

Проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;

Определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли полученной от продажи товаров или услуг к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.

Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Оной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому воздействие логистики на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения. Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.

Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.

Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм.

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков - от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня обслуживания в 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95%, эффект становится отрицательным.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышением конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения Примерная должностная инструкция классного руководителя
Дмитрий Медведев — крымским пенсионерам: Денег нет, но вы держитесь