Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Госзакупки и все про них. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Многие современные бизнесмены интересуются: как зарабатывать на госзакупках без существенных вложений? Рынок государственных закупок огромен - в прошлом году его объём составил 36,5 триллионов рублей. Продавать товары и оказывать услуги государственным учреждениям довольно выгодно. Эта отрасль подходит не только большим корпорациям, но и индивидуальным предпринимателям - ведь закон требует от заказчиков соблюдать определённую долю малого бизнеса среди исполнителей.

Как работают госзакупки

Система государственных закупок - довольно сложный бюрократический механизм. Новичку разобраться в нём без посторонней помощи фактически невозможно. Зато более продвинутые пользователи могут даже построить прибыльный бизнес на госзакупках.

Государственные закупки регулируются федеральным законом №44-ФЗ. В нём сформулированы основные понятия и принципы конкурсной системы: контракт, заказчик и исполнитель, планы закупок, начальная максимальная цена контракта, определение поставщиков, виды конкурсных процедур.

Суть системы в том, что муниципальные и государственные учреждения (администрации городов, районов, областей, департаменты субъектов федерации, региональные и федеральные министерства, бюджетные образовательные и медицинские учреждения) имеют право закупать товары и услуги для нужд своей деятельности только через единый централизованный портал.

Любая закупка проводится на конкурсной основе: среди конкурирующих исполнителей выбирается тот, кто предлагает лучшие условия или меньшую стоимость. Покупать что-либо без конкурса государственные заказчики имеют право только на строго определённую сумму средств в год. Большинство сведений абсолютно открыты всем желающим. Например, зная налоговый орган администрации своего города, предприниматель беспрепятственно может узнать, планирует ли она закупать что-то из его отрасли.

Все закупки обязательно размещаются на едином портале «zakupki.gov.ru» минимум за 7 дней до конкурсной процедуры. Зная ИНН заказчика без труда можно посмотреть, что он уже купил, что планирует купить, какие требования он предъявляет к исполнителям и максимальную цену контракта - то есть сколько средств готов на это затратить.

Цель системы - экономия бюджетных средств за счёт приоритета поставщикам с низкими ценами и открытость конкурсных процедур. Такой порядок должен исключать коррупционную составляющую. Но по факту цены на государственных закупках нередко превышают рыночные, а бизнесмены ухитряются хорошо на этом зарабатывать.

Все закупки государственных и муниципальных учреждений размещаются на едином портале

Виды аукционов

Федеральный закон предусматривает несколько разновидностей конкурсных процедур, с помощью которых заказчики определяют поставщиков:

  1. Открытый конкурс, включая конкурс в электронной форме. Заказчик размещает извещение о конкурсе на портале, участники подают заявки. В них указываются полный перечень информации, которая будет указана в извещении. Победителем процедуры становится тот претендент, который предлагает лучшие условия.
  2. Запрос котировок. Это самая простая разновидность закупки. После извещения о запросе котировок претенденты подают запечатанные конверты, где указана сумма, за которую они готовы поставить товар/оказать услугу. Побеждает претендент, предложивший самую низкую цену.
  3. Аукцион. Претенденты последовательно снижают цену на закупку по принципу аукциона, пока не определится победитель. Как и в запросе котировок по факту побеждает кандидат, готовый работать за самую низкую оплату.
  4. Запрос предложений. Во многом этот способ похож на конкурс, но он более вариативен. В таком случае заказчик выбирает поставщика не по низкой стоимости, а исходя из предлагаемых условий выполнения работы или оказания услуги. На практике этот вариант почти не применяется.

Иногда заказчики проводят так называемые закрытые процедуры: конкурсы и процедуры с ограниченным участием. Это необходимо, когда речь идёт о закупках, связанных с государственной тайной и в ряде других случаев (статья 84 44-ФЗ).

Самые распространённые процедуры - запрос котировок и аукцион. Именно на них можно организовать заработок на государственных закупках. Чтобы лучше понять их содержание, изучите соответствующие статьи федерального закона. Также полезно проследить, какие формы конкурсных процедур предпочитают ваши потенциальные заказчики

Требования к участникам

Можно ли заработать участвуя в конкурсах на государственных закупках? Можно, если ваша компания предлагает подходящие поставщику условия работы и отвечает требованиям закона. Они перечислены в статье 31 федерального закона 44-ФЗ:

  • непроведение процедуры ликвидации в отношении ИП или ООО;
  • неприостановление деятельности компании из-за административных правонарушений;
  • отсутствие долгов по налогам и обязательным платежам в бюджет;
  • отсутствие судимости за экономические преступления.

Важно знать, что заказчики в большинстве случаев не имеют права устанавливать дополнительные требования к претендентам: только те, что указаны в статье 31. Исключения касаются поставки лекарственных средств и товаров, связанных с государственной тайной.

В настоящее время есть несколько успешных моделей заработка на государственных закупках

Как выбрать свою сферу

Участвовать в государственных закупках могут предприниматели и организации самых разных отраслей. Система включает покупку товаров для множества учреждений: образовательных, медицинских, военных, административных. Поэтому и спектр необходимых товаров очень широк. Среди самых популярных категорий на госзакупках можно назвать:

  • медицинские препараты и изделия;
  • продукты питания;
  • канцелярские товары, бумага, конверты;
  • программное обеспечение;
  • разнообразная техника (компьютеры, принтеры, телефоны);
  • автомобили и техническое обслуживание;
  • типографская печать;
  • строительные работы и услуги ремонта;
  • услуги доставки и курьеров;
  • разработка изменений в генеральные планы, схемы и т.д.

Список востребованных товаров и услуг очень широк. Практически любой предприниматель в силах найти профильную закупку и попытаться заработать таким образом. Разумеется, больших надежд на государственные закупки возлагать не стоит. Это точно не может быть единственным источником прибыли. Но в определённые моменты продавая государству можно неплохо заработать.

Пошаговая инструкция по участию в госзакупках

С чего начать бизнес на государственных закупках? Ниже будет представлена пошаговая инструкция для нескольких моделей работы на портале. Прежде всего следует приготовиться к большому количеству бумаг, разрешений, копий и подтверждений соответствия. Данная система очень бюрократизирована и успешно работать в ней могут только те, кто научился играть по таким правилам.

Чтобы участвовать в конкурсах, аукционах или запросах котировок, у вас уже должен быть работающий бизнес. Государственные заказчики предпочитают не связываться с новичками и найдут формальный повод отказать, если сочтут, что у компании мало опыта.

Затачивать всё предприятие под государственные закупки нет никакого смысла. Достаточно иметь в штате 1-3 сотрудников, которые будут постоянно искать подходящие заявки на портале и готовить документацию к ним. После того, как предприятие выигрывает конкурс, оно выполняет стандартную для себя работу.

Государственные заказы могут стать источником очень высокой прибыли

Как стать участником

Быть участником государственных закупок достаточно просто. Для этого необходимо:

  • зарегистрироваться на портале в качестве поставщика;
  • оформить цифровую подпись (нужна для электронных аукционов);
  • искать подходящие извещения на портале;
  • готовить и подавать комплекты документов для участия в конкурсных процедурах (иногда в электронном, иногда в бумажном виде);
  • отслеживать итоги проведения конкурса;
  • заключать контракт в случае победы.

При подготовке документов будьте крайне внимательны: любое несоответствие станет причиной отстранения кандидата от процедуры. Присутствие претендента на процедуре определения поставщика необязательно: результаты публикуются на портале, а представитель заказчика обязательно свяжется с победителем.

Как стать посредником

Другим вариантом бизнеса на государственных закупках можно назвать услуги посредничества. Далеко не все компании, способные побеждать в конкурсных процедурах, участвуют в закупках. Причина очень простая - они не хотят связываться с огромным количеством бумаг. Таким образом компании теряют прибыль.

Решением проблемы можно назвать посредничество: компании или предпринимателя, который возьмёт на себя оформление всей документации для конкурса. Плата за такие услуги составляет несколько процентов от сделки. Посредник должен хорошо ориентироваться в сфере закупок, знать все правила и подводные камни. Поэтому целесообразно для начала пройти профильное обучение.

Если у человека уже есть опыт в сфере закупок, он может просто зарегистрироваться как ИП и продвигать услуги посредника. Это востребованное направление: зарабатывать на государственных закупках, минуя всю бюрократию, хотели бы очень многие.

Разновидностью этой модели можно назвать информационные услуги для поставщиков: электронная рассылка актуальных тендеров, подготовка жалоб в антимонопольную службу, юридическая проверка контрактов. То есть посредники могут не только выигрывать контракты для поставщиков, но и помогать им в сопутствующих областях.

Система государственных закупок бюрократизирована, не все могут самостоятельно научиться работать с порталом. Услуги посредников по этой причине очень востребованы

Как стать партнером

Некоторые государственные закупки достаточно сложные и требуют привлечение не только основного поставщика, но и подрядчика. Если вы не выиграли конкурс или не смогли участвовать в нём, но всё ещё хотите заработать, можно стать подрядчиком (исполнить часть контракта по поручению победителя).

Этот вариант распространён в сфере строительства недвижимости и дорог. Небольшие компании не могут выиграть тендер (не справляются с большим количеством документации или не могут предоставить необходимые финансовые гарантии). В таком случае им выгоднее выступить в роли подрядчика.

Например, небольшая организация производит асфальт хорошего качества. Выиграть конкурс на ремонт дороги самостоятельно она не может (мало опыта, не осуществляет весь комплекс услуг). В таком случае они могут заключить договор подряда с победителем конкурса и заработать как его партнёр. А заодно и сформировать хорошую репутацию для следующих конкурсов.

Как организовать обучение

Ещё одна модель заработка на государственных закупках - обучение работе в этой системе. Вариант подходит только тем, кто не только хорошо знает закон и теорию закупок, но много работал на практике. Без практических рекомендаций научить чему-либо в госзакупках невозможно.

Кто клиент? Предприниматели, желающие продвигать свой бизнес на государственных заказах, и начинающие специалисты, планирующие построить карьеру в этой области. В обучении должна доминировать практическая составляющая. Для успешной работы нужно изучить не только содержание закона. Крайне важно знать порядок составления и подачи заявок, «уязвимости», из-за которых заказчик откажется от заключения контракта и другие важные детали.

Организовать обучение государственным закупкам может только специалист с практическим опытом работы в этой области

Предлагать сервисы и инструменты поставщикам

Перспективным направлением бизнеса на государственных закупках можно назвать продажу специализированных сервисов для поставщиков. Это любое программное обеспечение (в том числе онлайн), упрощающее для бизнесменов участие в конкурсных процедурах.

К таким программам относятся:

  • сервисы оповещения о подходящих извещениях на портале;
  • платформы, помогающие правильно писать и формировать заявки;
  • справочные пособия;
  • юридические службы, для проверки контактов;
  • сервисы, автоматически генерирующие обращения в ФАС.

Это направление подойдёт технологически продвинутым людям, одновременно неплохо знающим систему государственных закупок. Точнее, её самые проблемные места для бизнеса - бюрократизацию, сжатые сроки подачи больших комплектов документов.

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Как работает система

Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

Предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. В каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.

У представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. Нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. Обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

Основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. Основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

Если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

Временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. Но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

Где и чему нужно учиться

Сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

Каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

Если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в ФАС.

Каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

Специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:

  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

Приветствую Вас, уважаемый(ая) коллега! В этой небольшой статье я расскажу Вам о том, . Поскольку данный вопрос задают исключительно новички и люди далекие от «темы», то я постараюсь ответить на него максимально простым и понятным языком, не углубляясь в детали.

И так, давайте для начала с Вами разберемся с тем, что же такое госзакупки?

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия исполнения контракта.

Правила игры

С терминологией разобрались, теперь переходим ко второму этапу – «правила игры». Что это значит? Как Вы знаете, участие в любой игре, эстафете, состязании и т.д. предполагает соблюдение определенных правил, по которым происходит оценка результатов участников (игроков) и определение победителя.

Такими «правилами» в госзакупках является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если Вы всерьез решите , то с этими правилами необходимо будет подробно ознакомиться. Чтобы сделать процесс изучения данного закона более простым и быстрым в нашем арсенале есть отличный инструмент, о котором более подробно Вы можете .

И так, Вы уже знаете, что у государственных и муниципальных заказчиков есть нужды (потребности в товарах, работах и услугах), и что они (т.е. заказчики) удовлетворяют эти нужды посредством проведения различных торговых процедур с целью выявления наилучших условий среди поставщиков.

Где искать информацию о проводимых торгах?

Основным источником для размещения информации о проводимых торгах является Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – www.zakupki.gov.ru .

Однако помимо официального сайта существует масса других информационных ресурсов как платных, так и бесплатных по поиску информации о проводимых торгах, но для начала Вам официального сайта будет более чем достаточно.

Алгоритм участия в госзакупках

И так, давайте теперь я укрупнено по шагам опишу те действия, которые Вам необходимо выполнить, чтобы принять участие в госзакупках .

Шаг 1. Скачать на свой компьютер Федеральный закон № 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и изучить его.

Шаг 2. Приобрести электронную подпись (ЭП) и пройти аккредитацию на 5-и электронных площадках для осуществления закупок для государственных нужд. Более подробно узнать об этих электронных площадках можно .

Шаг 3. Зайти на официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – www.zakupki.gov.ru и найти те торговые процедуры, которые соответствуют предмету Вашей деятельности.

Шаг 4. Скачать с сайта www.zakupki.gov.ru всю имеющуюся документацию по выбранной Вами торговой процедуре и внимательно её изучить.

Шаг 5. Принять решение участвовать в данной торговой процедуре или нет.

Шаг 6. Внести обеспечение заявки (при необходимости).

Шаг 7. Подготовить и подать свою заявку в соответствии с требованиями 44-ФЗ и документации о закупке.

Шаг 8. Отследить результаты участия на сайте www.zakupki.gov.ru .

Шаг 9. В случае победы предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта и подписать контракт.

Шаг 10. Исполнить условия контракта.

Еще раз повторюсь, что это укрупненный алгоритм в который я сознательно не стал включать мелкие промежуточные этапы, дабы не загружать Вас лишней информацией.

На этом данная статья подошла к концу. Если у Вас ещё остались вопросы о том, , то пишите их ниже в комментариях к этой статье.


Не секрет, что поставки товаров для государства (госзаказ ) - дело прибыльное, однако, как мне пришлось убедиться на собственном опыте, не такое уж простое. Разобравшись немного в премудростях системы российского государственного заказа и набив немало шишек, я решила, что, несмотря на избитость темы, тем, кто только начинает осваивать госзаказ , не хватает обычной инструкции, как начать работать в этой сфере .

Итак, ваше предприятие решило попытать счастья на ниве госзаказа. С чего же начать?

7. Пройдите регистрацию на электронных площадках . Правила аккредитации можно прочитать на самих площадках.

8. Найдите госзаказы по специфике вашей работы, которые заказчики разместили на Официальном сайте. Внимательно прочитайте документацию, требования и проект контракта. Если вас все устраивает, приступайте к подготовке документов для участия именно в этом госзаказе . Будьте внимательны: за несоответствие вашей заявки требованиям документации или ФЗ-94 ее могут отклонить.

9. Для участия в торгах на электронных площадках вам понадобится внести деньги для обеспечения сначала заявки на участие, а потом, если победите, - исполнения контракта по этому заказу, в случае если требование обеспечения указано в документации.

Главное, что требуется от вас, как специалиста по госзаказу , - неукоснительное соблюдение требований закона и внимательное изучение предлагаемых закупок и документации к ним. Подводных камней в госзаказе очень много. Но если вы победите в торгах, а потом откажетесь от исполнения контракта, вашу фирму могут внести в реестр недобросовестных поставщиков, лишив тем самым возможности работать на госзаказ. Не ленитесь отслеживать все изменения закона, постановления, письма и иные законодательные акты, которые появляются в этой сфере, чтобы не попасть впросак.

Удачной работы на ниве госзаказа!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения Примерная должностная инструкция классного руководителя
Дмитрий Медведев — крымским пенсионерам: Денег нет, но вы держитесь