Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Судебная защита трудовых прав тк рф. Защита трудовых прав и свобод, способы защиты трудовых прав и свобод

Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ст. 45 Основного закона в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещённы-ми законом.

Статья 1 ТК РФ предусматривает, что одной из целей трудо-вого законодательства является защита прав и интересов работни-ков и работодателей. А среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ним отношений в ст. 2 ТК РФ назван принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и сво-бод , в том числе судебную защиту .

Вопросам защиты трудовых прав и свобод посвящены гл. 56-59 ТК РФ , а также положения иных нормативных актов : Закона о профсоюзах, постановлений Правительства России, актов федеральных органов исполнительной власти . При ТК РФ имеет в виду защиту трудовых прав и свобод не только работников, но и других субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и работодателей, поскольку их права и свободы также ну-ждаются в защите. Но естественно, что наиболее слабозащи-щённой стороной трудовых отношений является работник (это подчеркивается и в конвенциях, принятых МОТ), а потому именно работникам прежде всего необходима государственная и общественная защита от произвола работодателя.

Трудовые права и свободы относятся к социальным правам и свободам человека, под которыми понимается совокупность за-креплённых в Конституции РФ и международных правовых до-кументах возможностей свободного социального развития че-ловека, которые гарантируют ему достойную жизнь и получе-ние от государства при определённых условиях конкретных материальных и нематериальных благ.

Правовая защита социальных прав человека - это деятель-ность субъектов права, осуществляемая в различных формах с помощью разнообразных средств с целью достижения состоя-ния полной правовой защищённости человека в социальной сфере. Она включает в себя охрану прав, защиту прав и юриди-ческую помощь.

Защита права осуществляется в том случае, когда конкретное право человека оказывается нарушенным или оспоренным и его необходимо восстановить. Она предполагает использование в отношении обязанного лица принудительных законных способов. Субъектами в этом случае выступают компетентные органы, либо само управомоченное лицо.


Под защитой права в науке понимается, прежде всего, устра-нение препятствий в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим наруше-нием ущерба . Соответственно, защита трудовых прав и свобод представляет собой совокупность материально-правовых мер организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо-вого права, восстановления нарушенных трудовых прав и сво-бод участников трудовых отношений и возмещения ущерба, понесённого вследствие таких нарушений.

В широком смысле под защитой трудовых прав и свобод следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию государства.

Защита трудовых прав в узком смысле - это обеспечение соблюдения трудовых прав, сбережение их от нарушений, ре-альное восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями компетентных органов реальной эффективной ответственности работодателей (их представителей) за нарушение трудового законодательства. Именно в этом узком смысле защита трудовых прав и определена в разд. XIII ТК РФ .

Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.

При этом основными способами защиты являются:

Самозащита работниками трудовых прав;

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Судебная защита.

Некоторые специалисты в области трудового права к способам защиты трудовых прав также относят разрешение трудовых споров (как в суде, так и в других юрисдикционных органах) и выделяют такой способ, как обжалование в суд действий и ре-шений органов государственной власти и местного самоуправ-ления, нарушающих трудовые права граждан.

Защита трудовых прав и свобод возможна на основе законодательного их закрепления, самозащиты работниками трудовых прав и свобод, расширения судебной защиты, использования государством административно-организационных мер контроля (надзора) и привлечения к ответственности виновных лиц и защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Все эти меры в комплексе образуют определенную систему, направленную на обеспечение реализации трудовых прав и свобод, соблюдение трудового законодательства и восстановление нарушенных прав.

В Российской Федерации согласно ст. 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом , установлено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Соответственно, в ТК РФ (ч. 1 ст. 352) установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основные способы защиты трудовых прав и свобод, которые предусмотрены законом, указаны в ч. 2 ст. 352 ТК РФ. К ним отнесены:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда. Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор , соглашение или трудовой договор , то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией. Федеральная инспекция труда определена ст. 354 ТК РФ как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Принципы деятельности и основные задачи Федеральной инспекции труда определены в ТК РФ (ст. 355) . Деятельность инспекций и их должностных лиц строится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина , а также принципов законности , объективности, независимости и гласности.

Среди основных задач на первое место выдвинуто обеспечение, соблюдение и защита трудовых прав и свобод граждан , включая право на безопасные условия труда. К задачам также отнесено обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение как работников, так и работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и т.д. Федеральная инспекция труда и ее органы на местах для реализации стоящих перед ними задач наделены соответствующими полномочиями, установленными в ст. 356 ТК РФ. К числу таких полномочий относятся, в частности; осуществление контрольно-надзорной деятельности в области трудовых отношений посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях ; обобщение и анализ причин нарушений трудового законодательства; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и т.д. К правам государственных инспекторов труда и способам выявления правонарушений в сфере труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, иных актов отнесены следующие: беспрепятственно в любое время суток при предъявлении удостоверения установленного образца посещать организации и работодателей - физических лиц в целях проведения инспекции всех работодателей в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления контрольно-надзорных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и другие права, предусмотренные ст. 357 ТК РФ.

В ст. 357 ТК РФ закреплены и положения о формах реагирования указанных инспекторов на выявленные нарушения. К ним относятся: право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях лиц к или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и другие права.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Предписания государственных инспекторов труда носят обязательный характер, а их выполнение согласно ст. 22, 212 ТК РФ является одной из обязанностей, возложенных на работодателя.

Предписание государственного инспектора может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем. Данное положение нередко связано с процедурой принятия локальных нормативных актов работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Если работодатель и указанный орган профсоюза не достигли согласия, возникшие разногласия оформляются протоколом и при принятии локального нормативного акта профсоюз обращается в государственную инспекцию труда, направляя необходимые документы. Гострудинспекция в течение месяца осуществляет проверку и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание, обязательное для исполнения, об отмене этого акта (ст. 372 ТК РФ). При увольнении работника по сокращению численности или штата работников, несоответствию занимаемой должности (работе) вследствие недостаточной квалификации либо неоднократного нарушения трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания государственная инспекция труда при обращении к ней обязана рассмотреть вопрос об увольнении и обоснованности действий работодателя в течение 10 дней. В случае признания увольнения работника незаконным инспекция выдает обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).

В ТК РФ закреплены также обязанности государственных инспекторов труда (ст. 358). При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

На государственных инспекторов труда возложены обязанности сохранять государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну , ставшую известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления занимаемой должности.

Наряду с этим государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (работнике), если проверка осуществляется в связи с обращением этого заявителя (работника), а он возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы .

Порядок инспектирования (проведения проверки) должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 306 ТК РФ). Сообщение в таком случае работодателю сведений о заявителе (работнике) может привести к нарушению его права на защиту и не предотвратит сокрытия фактов нарушения трудового законодательства, если недобросовестный работодатель к этому прибегнет.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (например, уведомление работодателя даст ему возможность скрыть нарушения трудовых прав работника и др.). Данное положение основано на ст. 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ. Порядок инспектирования установлен также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, они независимы от государственных органов , должностных лиц и подчиняются только закону. Трудовым кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (ст. 363 ТК РФ).

Из этого следует, что государственные органы, должностные лица и другие не должны оказывать давление или какое-либо воздействие на государственных инспекторов труда и не могут препятствовать их деятельности.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

Одной из основных обязанностей работодателя является своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и контрольных органов. Это раскрывается также в ст. 212 ТК РФ, в которой определены его обязанности: по предоставлению органам государственного контроля (надзора) информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; по беспрепятственному допуску должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в целях проведения проверки условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по выполнению предписания должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда, согласно ст. 361 ТК РФ, могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

Данный контроль проводится согласно ст. 353.1 ТК РФ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций . Они принимают меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности. При осуществлении надзора за исполнением законов на территории РФ органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников. На акт, нарушающий права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд, а в целях устранения допущенных нарушений прав и свобод граждан вносит представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их. По основаниям, установленным законом, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы.

Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров , соглашений.

Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ , могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Права профсоюзных инспекторов ныне предусмотрены в ТК РФ (ст. 370 и другие статьи ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда (правовые инспекторы правовой инспекции или инспекторы по охране труда технической инспекции) в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов. Они могут проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получать о них полную информацию, а также информацию о состоянии условий труда работников и охраны труда от руководителей и иных должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов также имеют право: защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также правовых актов органов местного самоуправления ; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

Профсоюзным инспекторам предоставлены и другие права, круг которых достаточно широк, так как охватывает возможность их участия в рассмотрении трудовых споров или в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов и др.

Работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ) обеспечить беспрепятственный допуск инспекторов для проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязан предоставлять информацию и документы, необходимые для осуществления полномочий профсоюзными инспекторами труда при проведении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда согласно ст. 212 ТК РФ.

Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие:

  • право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

Рассмотрение представлений соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях, принятие мер по их устранению и сообщение этим профсоюзным органам о принятых мерах являются одной из основных обязанностей работодателя, установленных в ч. 2 ст. 22 ТК РФ, а также в ст. 212 ТК РФ. Работодатель в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений обязан сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения указанного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). Обращение профсоюзного органа может содержать требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ).

Если факты нарушения подтвердились, то работодатель привлекает руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно ст. 195 ТК РФ.

Профсоюзы и их инспекции взаимодействуют с Федеральной инспекцией труда, федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В защите трудовых прав работников определенную роль играет принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников) в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371). Учет мнения в этих случаях установлен в ТК РФ, например ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113, 162, ч. 4 ст. 180, ч. 2 ст. 2, ст. 221, ч. 9 ст. 230 и др.

Большое значение придается участию выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) при расторжении с работниками трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям (п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Статьей 373 ТК РФ установлен порядок учета мотивированного мнения этого профсоюзного органа при расторжении с работником - членом профсоюза трудового договора по инициативе работодателя по указанным основаниям.

Учет мнения профсоюзного органа об увольнении работников происходит в следующем порядке: при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником по одному из указанных оснований работодатель направляет соответствующему выборному органу первичной профсоюзной организации проект приказа об увольнении и документы, являющиеся основанием для принятия решения об увольнении работника. Например, направляются изменение штатного расписания и отказ работника от перевода на другую работу при увольнении по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или решение аттестационной комиссии и соответствующая документация об отсутствии вакансий для трудоустройства при увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ либо копия приказа о дисциплинарном взыскании, ранее объявленном работнику, и докладная записка о допущенном им вновь нарушении трудовой дисциплины , объяснительная записка работника либо акт об отказе дать объяснение при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В течение семи дней профсоюзный орган рассматривает представление работодателя и направляет ему в письменной форме свое мотивированное, т.е. обоснованное определенными доводами, мнение.

Это особенно важно при несогласии с работодателем по вопросу об увольнении работника. В данном случае приобретает значение: 1) срок рассмотрения и направления работодателю мотивированного мнения - в течение семи дней; 2) обоснование принятого мнения; 3) его письменная форма.

Если указанный профсоюзный орган выразил несогласие с увольнением, то он в течение трех дней проводит с работодателем дополнительные консультации. Результаты консультаций оформляются соответствующим протоколом.

В случае когда общее согласие по результатам консультаций не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней может принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право на расторжение трудового договора с работником не позднее одного месяца после получения мотивированного мнения профсоюзного органа.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ одной из основных обязанностей работодателя, как известно, является своевременное выполнение предписания государственных надзорных и контрольных органов.

Государственный инспектор труда имеет право предъявить работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников в соответствии со ст. 357 ТК РФ. Работодатель при несогласии с указанным предписанием имеет право обжаловать его в суд . Обращение в государственную инспекцию труда не является препятствием для работника или профсоюзного органа в осуществлении их права обжаловать увольнение работника непосредственно в суд.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов:

  • проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность;
  • профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока , не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е. сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения;
  • если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим. В случае несогласия работодатель обязан в течение трех дней после получения предложения профсоюзного органа провести с ним дополнительные консультации для достижения соглашения, устраивающего обе стороны, которые должны быть нацелены на сотрудничество в рамках социального партнерства, поскольку взаимные консультации являются одной из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ);

В случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт;

Профсоюзный орган в этом случае вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (гл. 61), указанный локальный нормативный акт может быть обжалован в суд или в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение одного месяца обязана провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного акта, обязательное для исполнения.

Трудовым законодательством установлены гарантии по защите прав работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Гарантии этим работникам основаны на международных актах в области труда. Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) устанавливает, что представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе, или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.) установлено, что для эффективной реализации представителями работников права осуществлять свои функции государства - члены Совета Европы обязаны обеспечивать представителей работников эффективной защитой от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за их общественную деятельность (ч. 1 ст. 28).

В ТК РФ предусмотрены определенные гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ).

Гарантии права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов, согласно ст. 376 ТК РФ, распространяются на руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 ТК РФ). Указанным работникам после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Самозащита работниками трудовых прав

Самозащита как один из основных способов защиты работниками трудовых прав впервые введена в ТК РФ (гл. 58), хотя новым является лишь термин "самозащита". В некоторых случаях работники прибегали к самозащите и до принятия ТК РФ.

Трудовой кодекс не раскрывает понятие (термин) "самозащита". Под самозащитой обычно понимается такой способ защиты прав , при котором работник защищает себя собственными действиями, не обращаясь за помощью в суд или к государственным либо общественным органам. К самозащите работник прибегает при наличии нарушения права или возможности его нарушения. При этом самозащита должна быть соразмерна указанному нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его пресечения.

В целях самозащиты трудовых прав работник согласно ст. 379 ТК РФ после извещения работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором , а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права . Хотя в названии ст. 379 ТК РФ указано на "формы самозащиты", они до конца в данной статье не конкретизируются, поскольку реализация работником права на самозащиту предусмотрена также в отдельных статьях ТК РФ (ст. 142, 219) как способ невыполнения работы, т.е. отказ от нее, если работодателем нарушаются важнейшие трудовые права работника на условия труда, включая заработную плату и охрану труда . Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 379 ТК РФ дополнена ч. 2, устанавливающей, что в целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты установлена в ст. 380 ТК РФ.

Вопрос о самозащите решается работником индивидуально и не имеет отношения к забастовке , которая, как известно, требует коллективных действий.

В ТК РФ предусматривается возможность самозащиты в форме отказа от выполнения работы (приостановка работы) до устранения нарушения права.

Трудовой кодекс РФ (ст. 352) содержит перечень основных способов защиты прав и свобод. К ним относятся:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

3) самозащита работниками трудовых прав и свобод;

4) судебная защита.

Законодатель самозащиту работниками трудовых прав и свобод ставит на первое место, но эта психологическая установка пока еще вопрос будущего. Основная масса работников в России считает, что в нашей стране с ее прочно укоренившимися традициями государственного управления, наиболее надежной должна быть защита, которую обеспечивает государство в лице своих органов (Федеральной инспекции труда; органов, осуществляющих надзор за соблюдением условий труда и безопасности в ряде отраслей промышленности; федеральных органов надзора России).

Государство принимает на себя защиту интересов обеих сторон трудовых отношений в той сфере, которая сопряжена, как правило, со значительными материальными затратами, поскольку создание безопасных условий труда, организация надлежащего уровня охраны труда на предприятии, снижение уровня профессиональной заболеваемости требуют значительных финансовых затрат на обновление и совершенствование основных производственных фондов. В связи с этим ст. 226 ТК РФ определяет, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется путем разработки и реализации целевых программ (федеральных, отраслевых, территориальных), финансируемых из бюджетов всех уровней, внебюджетных источников, штрафов, взимаемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, добровольных взносов организаций и физических лиц.

Защищать интересы работника в сфере профессиональной деятельности призваны профсоюзные организации. Однако их деятельность распространяется преимущественно на лиц, являющихся членами профсоюзов, или на тех работников, кто, не будучи членом профсоюза, уполномочил профсоюз представлять его интересы.

Механизм самозащиты пока плохо отработан и не укоренился в сознании работников, а вот способ судебной защиты находит всё большее применение гражданами.

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.



В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается.

В случае, если работодатель либо его представители настаивают на использовании труда работника на рабочем месте или в условиях труда, которые не предусмотрены трудовым договором с ним и в которых работник отказывается выполнять трудовые функции, он может начать процедуру индивидуального трудового спора, обратиться по поводу его рассмотрения в комиссию по трудовым спорам или в суд (ст. 382 ТК РФ).

Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько способов защиты трудовых прав работника, каждый из которых применяется на усмотрение работника в зависимости от характера и степени нарушения права.

Статья 352 Трудового кодекса РФ в качестве основных способов защиты прав предусматривает: самозащиту работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Самозащита работником своих трудовых прав может выражаться, например, в извещении в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя, об отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Самозащита трудовых прав будет иметь место и в том случае, если работник приостановил работу в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней. Данное право предоставлено ст. 142 Трудового кодекса РФ. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено определение профсоюза, в соответствии с которым, последний представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника. Это опосредованный способ воздействия работника на работодателя.

Часть 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Данную функцию со стороны государства осуществляют: федеральная инспекция труда, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, прокуратура. Деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна быть опережающей, направленной на выявление нарушений и недопущение их совершения.

Действенным способом защиты трудовых прав является судебная защита, имеющая место, когда работник самостоятельно или через представителя обращается непосредственно в суд с соответствующим заявлением. Использование вышеуказанных способов защиты не исключает возможность обращения работника в суд за разрешением трудового конфликта. И наоборот, вступившее в законную силу решение суда не может быть пересмотрено в административном порядке, т.е. профсоюзом, инспекцией труда, органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Таким образом, закрепление разнообразных способов защиты трудовых прав работников позволяет выбрать наиболее эффективный путь восстановления нарушенных прав, свидетельствует о высокой роли государства в защите прав работника и о либерализации отношений между работником и работодателем.

  • 6.Классификация трудовых споров.
  • 7.Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров.
  • Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров
  • 8.Исковые (давностные) и процессуальные сроки по трудовым спорам.
  • Сроки для работодателей
  • Последствия пропуска срока
  • Наличие индивидуального трудового спора основание для применения срока давности
  • Начало течения срока по трудовым спорам.
  • 9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 10.Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров. Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 11.Трудовой кодекс рф – основной кодифированный нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
  • 12.Положения Гражданского процессуального кодекса рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров. Положения гпк рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров
  • 13.Подзаконные акты по трудовым спорам.
  • 15.Виды органов, рассматривающих и разрешающих индивидуальные трудовые споры, и их правовой статус. Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
  • 16.Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 17.Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  • 18.Понятие и признаки индивидуального трудового спора.
  • 19.Понятие и значение подведомственности индивидуальных правовых споров.
  • 20.Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам.
  • 21.Индивидуальный трудовые споры, подведомственные непосредственно суду.
  • 22.Разрешение возникших разногласий самими спорящими сторонами (доюрисдикционная стадия).
  • 23.Альтернативная процедура урегулирования трудовых споров с участием посредника (процедура медиации)
  • 24.Порядок образования комиссий по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений.
  • 25.Порядок рассмотрения индивидуальных правовых споров комиссией по трудовым спорам.
  • 26.Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, содержание решения комиссии по трудовым спорам.
  • 27.Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам.
  • 28. Компетенция судов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Территориальная подсудность трудовых споров.
  • 29.Предъявление иска по индивидуальному трудовому спору
  • 30. Подготовка трудового дела к судебному разбирательству.
  • 31.Единоличное и коллегиальное рассмотрение индивидуального трудового спора. Заочное производство.
  • 32.Предмет и бремя доказывания в индивидуальных трудовых спорах.
  • 33.Решение суда по индивидуальному трудовому спору.
  • 34.Рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в кассационном и надзорном порядке.
  • 35. Споры о заключении трудового договора.
  • 36.Споры о переводах на другую работу.
  • Взыскание заработной платы
  • 37.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • 38.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.
  • 39.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • 40. Споры о расторжении трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
  • 41.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.
  • 42.Споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • 43. Споры об оплате труда, гарантиях и компенсациях.
  • 44. Споры о дисциплинарной ответственности.
  • 45. Споры о материальной ответственности работника.
  • 46. Споры о материальной ответственности работодателя.
  • 47. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров государственных гражданских служащих.
  • 48. Особенности рассмотрения трудовых споров иностранных работников.
  • Но на территории России действуют законы России, по которым все работники равны перед законом. И россияне и иностранцы.
  • 49. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
  • Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • 50. Понятие, предмет коллективного трудового спора, его отграничение от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников.
  • 51. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Момент начала коллективного трудового спора.
  • 52. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  • 53. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • 55. Гарантии работникам, участвующим в рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 56. Понятие забастовки. Право на забастовку и его ограничение. Право на забастовку и его ограничение
  • 57. Порядок объявления забастовки. Порядок объявления забастовки
  • 58. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 59. Незаконные забастовки.
  • Правовое положение работников в связи с проведением забастовки
  • 1. Защиты трудовых прав и свобод работников. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

    Защите трудовых прав и свобод посвящена часть V ТК РФ, включающая в себя разд. XIII "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права", гл. 56–62 (ст. 352–419).

    Данные нормы развивают и конкретизируют применительно к сфере трудового права положения Конституции РФ, в частности ее ст. 2 (об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина), 17 (о неотчуждаемости основных прав и свобод человека), 45 и 46 (о государственной, судебной защите и самозащите своих прав и свобод).

    Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия "защита трудовых прав и свобод работника", в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в научной среде. По мнению Т. В. Иванкиной, защита трудовых нрав работника представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба .

    Способы защиты трудовых прав и свобод перечислены в ст. 352 ТК РФ, причем ч. 1 данной статьи, продолжая положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, указывает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Способы защиты подразделяются по субъектам, защищающим трудовые права и свободы работников (рис. 20.1).

    Рис. 20.1. Способы и субъекты защиты трудовых прав и свобод работников

    Самозащита работником своих трудовых прав заключается в отказе от выполнения работ:

    – не предусмотренных трудовым договором;

    – непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;

    – в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 6 ст. 220 ТК РФ);

    – в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны груда (ч. 7 ст. 220 ТК РФ);

    – с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

    Остается дискуссионным вопрос об отнесении к самозащите права работника приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в порядке ст. 142 ТК РФ. Президиум Верховного Суда РФ, давая ответ на вопрос о том, в каком размере производится оплата за время приостановления работы, если отказ работника от исполнения трудовых обязанностей вызван задержкой выплаты заработной платы, не назвал данный случай самозащитой, хотя и высказал мнение об обязанности работодателя "возместить не полученный им [работником] средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ" .

    О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т.е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод.

    Необходимость присутствия работника на своем рабочем месте в период самозащиты должна решаться, на наш взгляд, в зависимости от того, имеет ли работник возможность выполнять свои трудовые обязанности без нарушения его прав. Например, если работодатель поручает работнику выполнение разового поручения, выходящего за пределы его трудовых обязанностей, то работник, отказываясь выполнять его, не лишен возможности исполнять свои трудовые обязанности, что он и должен, по нашему мнению, делать. Если же работодатель, издает приказ о постоянном переводе работника на другую работу без его письменного согласия, то работник, вероятно, не будет иметь возможность исполнять свою работу, а потому, отказавшись от выполнения работы в этом случае, имеет право не находиться на своем рабочем месте до отмены незаконного приказа и предоставления ему прежней работы. Исключением из данного правила является норма ч. 3 ст. 142 ТК РФ, предоставляющая работнику право в период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней отсутствовать на рабочем месте.

    Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос о выплате заработной плате за период приостановления работы в связи с задержкой заработной платы в настоящее время решен только на уровне разъяснения Верховного Суда РФ, приведенного ранее.

    С момента принятия в 2001 году нового Трудового кодекса Российской Федерации в законодательстве появился институт «защиты трудовых прав работников». Защита трудовых прав и свобод работников является одной из юридических гарантий.

    В соответствии со статьей 352 ТК РФ: «Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Анализируя правовые нормы, регламентирующие защиту трудовых прав работников, можно выделить следующие ее признаки:

      защита нарушенных трудовых прав работников возможна лишь при условии наличия такого субъективного права. Осуществление защиты работником трудовых прав невозможно, например, в случае когда работник не состоит в трудовых отношениях с работодателем.


      защита трудовых прав возможна только если нарушены или существует реальная угроза нарушения трудовых прав работника. Естественно, когда права и законные интересы работника не нарушаются, то у последнего нет оснований для осуществления защиты своих трудовых прав.


      защита представляет собой комплексную систему мер, осуществляемую в пределах, установленных действующим законодательством РФ. При осуществлении работником защиты своих нарушенных прав, он может использовать только способы защиты, не запрещенные законом. Так, например, незаконными будут действия работника, который защищает свои права путем причинения телесных повреждений лицу, нарушившему или нарушающему его трудовые прав.


      защита трудовых прав осуществляется посредством обращения в государственные органы либо общественные организации (объединения), а также путем осуществления самостоятельной защиты трудовых прав (самозащиты).


    Таким образом, можно сделать вывод, что защита трудовых прав - это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации трудовых прав и борьбы с их нарушениями, осуществляемая государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты трудовых прав.

    Статья 352 ТК РФ устанавливает следующие "способы защиты трудовых прав:

      самозащита работниками трудовых прав;


      защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;


      государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


      судебная защита».


    Рассмотрим каждый способ защиты трудовых прав более подробно.

    Самозащита прав субъектом права - это самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Статья 379 ТК РФ устанавливает формы самозащиты: «В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ТК РФ устанавливает лишь одну форму самозащиты - отказ работника от выполнения своих обязанностей.

    Вторым способом защиты трудовых прав и свобод работников является защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Деятельность профсоюзов в РФ регламентированна Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 11 названного закона устанавливает, что «профсоюзы вправе:

    Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;- Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;


    Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений;- Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав».


    Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзы вправе требовать устранения выявленных на- рушений от работодателя, который, в свою очередь, обязан в течение недели сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзы при осуществлении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

    Третий способ защиты трудовых прав и свобод - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государствен- ный надзор за соблюдением трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    И последний способ защиты трудовых прав и свобод работников, установленный Трудовым кодексом РФ, - судебная защита. Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что большой процент рассматриваемых судами дел связан с невыплатой заработной платы и незаконным увольнением. Работодатели зачастую нарушают порядок увольнения, что влечет за собой признание судом действий работодателя незаконными и восстановление трудовых прав и свобод работника.

    Таким образом, законодательство РФ устанавливает гарантии защиты трудовых прав и свобод работников. Однако, проблемы в защите трудовых прав возникают из-за незнания работниками своих прав и гарантий их защиты, что приводит к систематическому нарушению трудовых прав работников работодателями.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия Логистика как фактор конкурентоспособности предприятия
    Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения Примерная должностная инструкция классного руководителя
    Дмитрий Медведев — крымским пенсионерам: Денег нет, но вы держитесь